Общая характеристика пассивных доходов (роялти, проценты, дивиденды) и порядка их обложения в общих соглашениях об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Рассмотрим формальные критерии на примере налогов на прибыль доходы иностранных юридических лиц в РФ.

Основная концепция налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц состоит в следующем. Все доходы иностранного юридического лица на территории другого государства могут быть разделены на так называемые активные доходы и пассивные доходы.

К пассивным относятся доходы, не связанные с ведением иностранным юридическим лицом какой-либо деятельности в России. С точки зрения гражданского права пассивные доходы квалифицируются как поступления в виде дивидендов, процентов по вкладам в банках, процентов по ценным бумагам, платы за предоставление права на использование различных объектов интеллектуальной собственности, арендной платы, платы за несистематическое отчуждение имущества, находящегося на территории России, и пр.

В качестве формального критерия для определения пространственной принадлежности пассивных доходов Законом установлено местонахождение источника дохода. Возникает вопрос, что следует понимать под «источником пассивного дохода» источник его выплаты или сам объект гражданских прав, использование (распоряжение) которого приносит поступления? Происхождение пассивных доходов на территории РФ очевидно, если на ее территории находится в какой-либо объективированной форме тот объект гражданских прав, использование (распоряжение) которого приносит определенные поступления иностранному юридическому лицу (например, недвижимое имущество, сдаваемое в аренду). Казалось бы, что в связи с этим под источником пассивных доходов следует понимать сам объект гражданских прав, использование (распоряжение) которого приносит поступления.

45. Постоянное представительство в виде строительной площадки: определение, особенности правового регулирования деятельности.Одним из наиболее распространенных видов постоянного представительства являются строительные площадки (а также сборочные или монтажные объекты). Строительная площадка, не являясь ни филиалом, ни представительством иностранного лица, образует тем не менее постоянное представительство и соответственно имеет особый налоговый статус.
Согласно п. 1.8 Инструкции Госналогслужбы России № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство.

Все действующие налоговые соглашения устанавливают, что строительные площадки, сборочные или монтажные объекты образуют постоянное представительство только в том случае, если они существуют дольше определенного времени. Обычно этот срок устанавливается в 12 месяцев. Постановке на налоговый учет в Российской Федерации подлежит каждая строительная площадка, даже если одно и то же иностранное юридическое лицо осуществляет строительство нескольких объектов на территории одного субъекта Федерации.

Начало существования строительной площадки как постоянного представительства — момент подписания акта о передаче ее подрядчику, момент окончания (в соответствии с Инструкцией № 34) —дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию. Очевидно, что, если работы на площадке прекращаются, подрядчик должен незамедлительно подписать соответствующий акт с заказчиком, чтобы избежать возможных разногласий по поводу периода существования объекта.

Работы по строительному подряду, как правило, выполняются несколькими организациями, в том числе генеральным подрядчиком и субподрядчиками. Согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками, а перед субподрядчиками — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчиком.

Деятельность генерального подрядчика, отвечающего и перед заказчиком, и перед субподрядчиками, наиболее длительна по времени и образует постоянное представительство с момента передачиплощадки первому субподрядчику до момента подписания акта сдачи-приемки заказчиком по окончании работ последним субподрядчиком.

Если, например, срок выполнения работ, при котором строительная площадка не образует постоянного представительства, установлен двусторонним соглашением в 12 месяцев, а работы выполнены за 370 дней, то срок существования представительства будет при этом 370 дней. Если в течение этого периода постоянное представительство получило прибыль, она подлежит обложению налогом в государстве местонахождения строительной площадки.

46. Действие международных соглашений (правил) в пространстве.Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления международного договора в силу могут оговорить его временное применение. Действующим международный договор является тогда, когда он обрел и не утратил юридическую силу. Вступивший в силу международный договор становится юридически обязательным для всех его участников. Так, договоры могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. Международный договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок и не содержать указания на срок действия либо иметь указание на бессрочность договора. Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре. На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенного срока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договора не заявит о своем выходе из него. Некоторые договоры могут содержать положения, по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или 5 лет. Продление будет осуществляться до тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. В случае, если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении. Такое продление срока международного договора называется возобновлением (или восстановлением) срока действия международного договора. Бессрочным является договор, который не указывает на срок его действия и не содержит условий его прекращения, либо который прямо предусматривает бессрочность его действия.

В международно-правовых актах нередко вместо термина «действие» используется термин «применение». В международном праве иногда считается, что с момента вступления международного договора в силу он действует, но не применяется, а применяется тогда, когда наступит ситуация, которая обусловлена в самом международном договоре. Так, например, соглашения о правилах ведения войны будут действовать, но применяться будут, когда возникнет вооруженный конфликт.

Международный договор обязателен для всех участников договора, в отношении всей его территории. Это действие международного договора называется «действие в пространстве и по кругу лиц».

47 Зачет как метод устранения двойного налогообложения: международная и зарубежная практика применения.Для устранения двойного налогообложения используются несколько методов.

1. Вычет - обе договаривающиеся страны облагают доход налогом, но при условии выравнивания до уровня налога в стране с меньшим размером налога.

2. Освобождение - означает право на налогообложение определенного вида дохода, принадлежащего одной из договаривающихся сторон. При этом перечисляются доходы, облагаемые в одной стране и освобождаемые от обложения в другой.

3. Кредит (внешний налоговый кредит) - зачет уплаченных налогов за границей в счет внутренних налоговых обязательств.

4. Скидка - рассматривается налог, уплаченный за границей, в качестве расходов, на которые уменьшается сумма доходов, подлежащих налогообложению'. Кредит и скидка очень схожи, хотя между ними существует принципиальное различие: кредит уменьшает подлежащий

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Кредит (внешний налоговый кредит) — зачет уплаченных налогов за границей в счет внутренних налоговых обязательств.

48. Международный договор как источник международного налогового права.Международные договоры играют большую роль в правовом регулировании налоговых отношений, особенно это касается договоров об избежании двойного налогообложения, которые позволяют регулировать вопросы налоговой юрисдикции государств и взимания налогов только с тех доходов, которые получены на территории соответствующего государства. Во внутреннем законодательстве тех или иных стран устанавливаться различные признаки налогового резидентства, что нередко приводит к одновременному признанию лица резидентом нескольких государств. Указанная проблема решается путем заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, устанавливающих специальные правила предпочтений одних форм экономической связи лица с государством перед другими формами. Например, в настоящее время Россия является участницей более пятидесяти таких международных соглашений в отношении налогов на доходы физических лиц34. Большинство из них базируются на Модельной конвенции по налогам на доходы и имущество, разработанной комитетом по финансовым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития и отдающей предпочтение при разрешении проблемы двойного резидентства признаку постоянного жилища физического лица.

Международные договоры могут устанавливать регулирование уплаты как всего комплекса налогов (прямых или косвенных), так могут быть посвящены вопросам уплаты только конкретных налогов (например, налогов с доходов и имущества, налогообложения морских и воздушных перевозок и др.)

Налоговый кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором над российским налоговым законодательством. Так, в соответствии со ст.7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что приоритет имеют только международные договоры, вступившие в силу на территории России.

49 Взаимосогласительные процедуры как способ урегулирования споров, возникающих в связи с применением налоговых соглашений.Министерство финансов Российской Федерации информирует об отдельных вопросах, касающихся проведения с компетентными органами иностранных государств взаимосогласительной процедуры в рамках соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – Взаимосогласительная процедура).

Компетентным органом по проведению Взаимосогласительной процедуры является Министерство финансов Российской Федерации, ответственное за проведение Взаимосогласительной процедуры – Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, в частности, Отдел международного налогообложения.

Цель проведения Взаимосогласительной процедуры:

- устранение двойного налогообложения;

- применение отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения в соответствии с их целями и принципами.

Лица, имеющие право на обращение в компетентный орган для проведения Взаимосогласительной процедуры:

- налоговые резиденты Российской Федерации;

- граждане Российской Федерации.

Форма подачи обращения: личное письменное заявление в свободной форме.

Сроки подачи установлены соглашением об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и конкретным зарубежным государством, и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Документация: не требуется заполнения каких-либо специальных форм.

Налогоплательщик должен представить компетентному органу копии всех документов, имеющих отношение к вопросу, рассматриваемому в рамках Взаимосогласительной процедуры (копии контрактов с российскими и зарубежными контрагентами, переписки с налоговыми органами Российской Федерации и соответствующего иностранного государства (при наличии) и т.п.).

Наши рекомендации