Предельные издержки и предельный доход
Анализируя линии цены и общих средних издержек, невозможно ответить на вопрос об объеме производства при котором фирма получает максимальную прибыль. Для этого необходимо ввести в анализ категории «предельные издержки» и «предельный доход».
Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции, или дополнительные издержки при выпуске дополнительной единицы продукции, называют предельными издержками (МС - marginal cost):
MC= ΔTC : ΔQ, или
MC= ТСn- ТСn-1.
Также предельные издержки можно найти как предел приращения совокупных издержек к приращению объема, при условии, что приращение объема стремится к нулю (т.е. найти производную функции, при помощи которой задано изменение совокупныхиздержек):
МС= lim DTС:DQ =f' (TС).
DQ→0
Так как переменные издержки не изменяются при изменении объема продукции, то формулы предельных издержек можно переписать следующим образом:
MC= ΔVC : ΔQ, или
MC= VСn- VСn-1, или
МС= lim DVС:DQ =f' (VС).
DQ→0
Предельный доход (МR – marginal revenue) представляет собой отношение изменения дохода к изменению объема продукции, или дополнительный доход от реализации еще одной единицы продукции:
MR= ΔTR : ΔQ, или
МR= ТRn- ТRn-1.
Также предельный доход можно найти как предел приращения совокупного дохода к приращению объема, при условии, что приращение объема стремится к нулю (т.е. найти производную функции, при помощи которой задано изменение совокупного дохода):
МR= lim DTR:DQ =f' (TR).
DQ→0
Линия предельного дохода для рассматриваемого случая (большое число продавцов и покупателей, не влияющих на цену), будет совпадать с линией цены и выглядеть как горизонтальная прямая, ибо каждая дополнительно проданная единица продукции приносит одинаковый доход.
Издержки и доход
В условиях, когда на рынке действует огромное число покупателей и продавцов цена реализуемого товара остается постоянной при росте объеме продукции и ни производители не потребители не в состоянии влиять на нее. Изобразив на одном графике линии цены и средних общих издержек можно определить, получает ли фирма прибыль (рис. 64 -66).
Рис. 64. Ситуация, когда фирма не в состоянии получить прибыль при любом объеме производства
В данном случае средние общие издержки всегда выше уровня цены – фирма потерпит убытки и уйдет с рынка.
На рис. 65 изображена ситуация, когда линия средних общих издержек касается линии цены – фирма получит нулевую экономическую прибыль.
Рис. 65. Ситуация, когда фирма не получает ни прибылей, ни убытков
Рис. 66. Ситуация, когда фирма в состоянии получить прибыль при определенном объеме производства
Ситуация, представленная на рис. 66, является для фирмы положительной – она получает экономическую прибыль.
Издержки и прибыль
Итак, производство продукции будет продолжаться фирмой до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельным доход (точка Qopt), – производство каждой дополнительной единицы продукции приведет к снижению прибыли (рис. 67).
.
Рис. 67. Образование оптимального объема производства
Если кривая средних общих издержек расположена ниже линии предельного дохода , то при объеме производства Q1 фирма максимизирует прибыль (рис. 68) –прямоугольник DEFG отражает размер максимальной прибыли.
Рис. 68. Объем максимальной прибыли фирмы
В случае, когда кривая средних общих издержек расположена выше линии предельного дохода, то при объеме производства Q1 фирма только минимизирует убытки (рис. 69) – прямоугольник DEFG отражает размеры минимальных убытков.
Рис. 69. Объем минимальных убытков фирмы
Трансакционные издержки
В последние десятилетия достаточно популярной стала концепция трансакционных издержек (англ. transaction cost). Это издержки связанные «не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.»[27].
В примитивном обществе, где почти все участники экономических отношений знают, что ожидать друг от друга, трансакционные издержки сравнительно малы. Но чем сложнее экономическая система, чем большее количество участников действует на рынке, тем более значительным становится уровень данного типа издержек.
В традиционной неоклассической теории считалось, что трансакционных издержек не существует. Проблематику данного типа издержек впервые стали исследовать представители неоинституционального направления в экономической науке, и в частности, американский экономист Р. Коуз. «Идеи Коуза заложили основу институционализма, объясняющего структуру и эволюцию социальных институтов, исходя из понятия трансакционных издержек. Именно в отсутствии рыночных институтов, обеспечивающих минимизацию трансакционных издержек, Коуз видит главную беду бывших социалистических стран»[28].
Трансакционные издержки в институциональной теории делятся на две основные группы:
· издержки ex ante (возникающие до совершения сделки купли-продажи);
· издержки еx post (возникают после совершения сделки).
К первой группе относятся следующие виды издержек:
· издержки поиска информации о необходимом товаре;
· издержки ведения переговоров о сделке;
· издержки измерения качества товара;
· издержки заключения контракта.
Вторая группа издержек включает:
· издержки предупреждения оппортунизма (например, в случае, когда хозяин квартиры пытается изменить условия аренды);
· издержки спецификации и защиты прав собственности (например, хозяин предъявляет претензии по содержанию арендованного оборудования или пытается досрочно расторгнуть договор об аренде);
· издержки защиты от третьих лиц (например, государства или организованной преступности).
Важнейшими категориями, связанными с товарным предложением, являются издержки сбыта.
К издержкам сбыта относятся «все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт»[29]. Издержки сбыта создают и изменяют запросы населения. Можно также сказать, что часть суммарных издержек, затрачиваемых в процессе производства и сбыта данного продукта, которая изменяет кривую спроса на продукт, представляет собой издержки сбыта.
От издержек производства зависит цена товаров, составляющих товарные ресурсы. Цена, по которой товары предлагаются потребителям, включает в себя наряду с издержками производства издержки сбыта.