Тема 8. рынок труда. Заработная плата
Рынок труда | Эффект дохода |
Спрос на труд | Предельный продукт труда |
Кривая спроса на труд | Совершенно конкурентный рынок труда |
Предложение труда | Монополия на рынке труда |
Кривая предложения труда | Монопсония на рынке труда |
Равновесие на рынке труда | Заработная плата |
Правило найма ресурсов | Повременная заработная плата |
Эффект замещения | Сдельная заработная плата |
Особенности рынка труда
Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.
Субъектами рынка труда являются:
- во-первых, работники и работодатели;
- во-вторых, посредники между работниками и работодателями (службы занятости);
- в-четвертых, представители интересов работников (профсоюзы) и работодателя (союз предпринимателей).
Основные функции рынка труда:
- посредническая – соединение продавца и покупателя труда;
- ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата;
- экономическая – вследствие того, что труд является важнейшим производственным фактором, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли;
- социальная – рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;
- стимулирующая – современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом;
- приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;
- выявление численности безработных, видов, характера безработицы.
Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен. Исходя из определения рынка – объектом купли-продажи на данном рынке выступает сам труд. Но так как труд является целесообразной деятельностью самого работника, затратой его физической и умственной энергии в процессе производства благ, то он неотделим от человека как такового, и, следовательно, не может быть куплен или продан в политически и экономически свободном обществе. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от образования, уровня профессиональной подготовки, его квалификации, опыта, добросовестности и др. Однако далее для краткости вместо категории «рынок услуг труда» мы будем пользоваться общепринятым термином «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда» и т.п.
Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределили нижеследующие особенности этого рынка:
1. На рынке труда объектом купли-продажи выступают только трудовые услуги, а не сам работник.
2. Вознаграждение за труд представлено не только размером заработной платы, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе и т.д.
Включение дополнительных льгот в денежную компенсацию усложняет определение рыночной цены труда.
3. На рынке труда при заключении трудового контракта большую роль помимо денежного аспекта играют неденежные факторы, учитываемые при сделке: содержание и условия труда, сложность и престижность работы, гарантии занятости и перспективы продвижения по работе, микроклимат в коллективе и др.
4. Рынок труда совершенно отличен от рынка товаров, который, в основном, представлен стандартизированными товарами. Работники отличаются друг от друга способностями и предпочтениями, а работы различаются по квалификации и условиям труда.
5. По сравнению с обычным рынком, на рынок труда существенное влияние оказывают различные институциональные структуры, представляющие интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит вклад в регулирование трудовых отношений в той или иной стране.
Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особенностей социально-психологического характера, также отличающих его от других рынков. На рынок труда влияют:
- демографическая ситуация в стране;
- численность трудоспособного населения;
- экономическая активность трудоспособного населения;
- продолжительность годового рабочего времени;
- процессы миграции;
- существующая рыночная конъюнктура;
- структура экономики;
- фазы экономического цикла;
- уровень технического развития страны;
- степень монополизации рынка и др.
Необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.