Государственное регулирование, проблемы и перспективы экономического роста

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственно управление экономической сферой. Регулятором хозяйственных отношений является рынок, кроме отраслей, имеющих первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности. Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития. Однако практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государственного вмешательства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью рыночного механизма.

В связи с этим за государством сохраняются функции:

ü эмиссии денег, денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования;

ü формирования устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых институтов;

ü развития науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

ü проведения активной внешнеэкономической политики;

ü формирования производственной, социальной и экономической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечения условий для экономического роста, повышения благосостояния населения;

ü формирования рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексного развития производственных сил;

ü разработки и реализации стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности и рыночной инфраструктуры, а также антимонопольном регулировании.

Административные методы экономического регулирования управления экономикой включают прямое управление и косвенное регулирование. К прямому относят законы, указы, распоряжения и институты государства, их применяющие, согласно которым исполнители обязаны действовать без права выбора вариантов своих действий. С помощью административных мер осуществляется контроль за расходованием бюджетных средств, установлением цен монополистами, защите национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Косвенное регулирование экономики осуществляется экономическими методами. С этой целью используется:

ü бюджетно-налоговая политика;

ü денежно-кредитная политика;

ü ценовое регулирование;

ü амортизационная политика;

ü научное прогнозирование экономического роста;

ü индикативное планирование экономического развития;

ü субсидирование инвестиционной деятельности с целью влияния на фазы циклов;

ü дифференциация налогов, установление льгот, налоговых ставок, ссудного процента;

ü политика в области занятости и безработицы;

ü валютная политика и т. д.

Прямые методы регулирования предполагают установление государственных заказов, квот, выдачу лицензий, прямое бюджетное финансирование и другие меры.

Особой формой осуществления стабильного развития экономики, поддержания сложившейся структуры и пропорций является разработка и принятие государственных программ в соответствии с определенной на длительную перспективу стратегией устойчивого социального и экономического развития страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие и показатели экономического роста?

2. Охарактеризовать экономический рост экономики РБ за три предшествующие годы?

Наши рекомендации