Государственное регулирование темпов, структуры экономического роста и макроэкономических пропорций.

Государственное регулирование экономического развития и экономического роста.

Увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства есть ни что иное как, экономический рост. Структуру экономического роста можно представить следующими направлениями: повышение показателя уровня занятости населения, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других макроэкономических показателей экономики любой страны.
Экономический рост представляет собой тенденцию на длительный срок, которая приведет к увеличению потенциального выпуска, соответствующего состоянию полной занятости в стране.

Показатель темпов роста ВВП используется для характеристики динамики объемов выпуска — это выраженное в процентах отношение величины изменения реального ВВП (ВНД, ЧНД), происшедшего за какой-либо период, к его первоначальному значению
Темп роста ВВП = ВВП отчетного года – ВВП предыдущего года*100%

ВВП предыдущего года
Чтобы оценить достигнутый уровень жизни в стране чаще всего используются такие показатели как величина национального дохода в расчете на душу населения и рост ВВП в расчете на душу населения:

(на душу населения) (на душу населения)

Темп роста ВВП = ВВП отчетного года – ВВП предыдущего года*100%

ВВП предыдущего года (на душу населения)

Разные группы факторов влияют на экономический рост.
По способу воздействия факторы можно подразделить на:1. Прямые 2. Косвенные

К прямым факторам относят: увеличение числа рабочих и контроль качества трудовых ресурсов, улучшение качественного состава основного капитала, а также рост его объема, модернизация и внедрение инноваций в производство, и др.

К косвенным факторам относят: снижение количества субъектов монополистов на рынке, понижение цен на ресурсы, используемые в производстве, снижение суммы налогов выплачиваемых из прибыли, увеличение возможностей для получения кредитов и др.

На экономический рост влияет совокупность разнообразных факторов, которые можно объединить в три основные группы: факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения. Факторы предложенияотражают потенциальные возможности страны обеспечить экономический рост и проявляются через ее экономический потенциал и его важнейшие составляющие: природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и т.д. Факторы спросаобусловлены уровнем совокупности доходов и расходов в обществе, их структурой, наличием свободных капиталов и доступностью к их получению. Факторы распределениясвязаны с размещением факторов производства и производственных ресурсов, структурой общественного производства, тенденциями экономического развития и др.

В зависимости от того, какие и как на данном этапе используются факторы производства, выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивные факторы: рост затрат капитала, труда.

Интенсивные факторы: технологический прогресс, рост квалификации работников, повышение мобильности и улучшение распределения ре­сурсов, совершенствование управления процессом производства, улучшение законодательства и др., т. е. всё, что позволяет качественно совершенствовать факторы производства и процесс их использования.

Государственным регулированиемназывается система мер, которые осуществляют государственные учреждениями и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям

В государственном регулировании можно выделить две основные функции: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы.

Большинство исследователей классифицируют методы государственного регулирования следующим образом: · прямые:включают в себя административное воздействие на то, как происходит функционирование субъектов. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет путем инвестирования в определенные отрасли хозяйства.

· косвенные:их осуществление происходит с помощью фискальной и денежной политик, социальной политикой и политикой регулирования доходов и политикой в сфере внешней экономики [4, с. 156].

Для того чтобы измерить количественно-качественное соотношение экономического роста используется система индикаторов качества экономического роста.
Основными являются индикаторы показывающие качество экономического роста.

Для Республики Беларусь это следующие показатели: ♦· доход на душу населения;

♦· структура инвестиционных вложений; ♦· производство основных видов продукции;

·♦ развитие малого бизнеса; ♦· объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

♦ уровень бедности; ♦ природоохранные затраты; ♦ состояние общественного здоровья и др
Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Устойчивое развитие связано и базируется на двух ключевых понятиях:

– потребностях, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения);

– ограничениях, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, предопределяющих способность окружающей среды удовлетворять

Экономический рост направлен на количественное увеличение масштабов экономики: объема материальных потоков, рост человеческих ресурсов, увеличение объема результатов человеческого труда. Экономический рост является важнейшей составляющей экономического развития страны. Он характеризует его динамику, количественные и качественные изменения в экономике страны. Он отражает движение всей национальной экономики и ее основных элементов: объемов производства, цен, занятости и т.д. и обеспечивает повышение уровня жизни населения.

Экономическое развитиепредполагает качественное улучшение структуры, конструкции и композиции этих физических объемов.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030) – это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она призвана устранить имеющиеся дисбалансы и создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления на всех уровнях с целью обеспечения равновесия между социальным, экономическим и экологобезопасным развитием страны.

В последние годы большое внимание уделяется концепции нового качества экономического роста. В соответствии с этой общепринятой в современном мире концепцией нового качества экономического роста, усилия Республики Беларусь должны быть сосредоточены на обеспечении развития экономики одновременно по четырем главным направлениям:

– социально ориентированном, нацеленном на оздоровление нации, формирование всесторонне развитого и социально активного члена нового общества,– наукоемком,– ресурсосберегающем,– экологозащитном.

При прогнозировании экономического роста используются различные методы. Можно использовать факторные модели,суть которых состоит в установлении количественных связей между объемом и динамикой производства, объемом и динамикой производственных ресурсов. При прогнозировании экономического роста применяется экстраполяция,или перенесение на будущее сложившихся в прошлом и настоящем тенденций и закономерностей экономического роста. При определении темпов роста и объема общественного продукта и национального дохода используются также индексные методы расчета.

Поэтому более правильно при определении темпов роста общественного продукта использовать многофакторные модели, позволяющие учесть совместное влияние различных факторов производства.

В регулировании масштабов и темпов экономического роста важная роль отводится программно-целевому методу.

Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды пропорций: воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная.
Показатель воспроизводственной структуры отражает на макроуровне соотношение между стадиями воспроизводства ВВП (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.). Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости, динамике потребления, инвестиционных возможностях общества и экспортной направленности.
Отраслевая структура показывает динамику межотраслевых пропорций, роста отраслей, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения. Межотраслевые пропорции – между взаимосвязанными отраслями (промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, животноводством и растениеводством и др.), а также внутриотраслевые – между производствами внутри одной отрасли (например, выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении).
Технологическая структура конкретизирует соотношение между традиционными и новейшими технологиями, показывает объем внедрения наукоемких высоких технологий.
Региональная структура (территориальная) отражает пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.
Институциональную структуру характеризуют формы орга­низации и управления производством.
Социальная структура отражает совокупность социальных групп, их относительную динамику.
Каждая страна, в том числе и РБ стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей. В случае несоответствия между элементами структуры экономики возникают диспропорции.

Устанавливаемая государством система пропорций должна быть оптимальной применительно к конкретному этапу развития экономики, соответствовать выдвигаемым государством хозяйственным и политическим целям и задачам.

Направления изменения и совершенствования структуры национальной экономики зависят от структурной политики государства, проявляющейся в современных условиях развития Республики Беларусь через структурную перестройку экономики.

Основные направления структурной перестройки отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программе структурной перестройки народного хозяйства республики, Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, годовых прогнозах.

В качестве основных направлений совершенствования структуры производства выделены:

*​ сохранение набора жизненно важных отраслей и производств, удовлетворяющих минимальные потребности населения и народного хозяйства;

*​ ориентация экономики на максимально возможное использование имеющегося собственного производственно-технического потенциала и местных ресурсов;

*​ ускоренное развитие приоритетных конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

*​ развитие экономически оправданных интеграционных связей с Россией, другими странами СНГ и дальнего зарубежья, проведение согласованной структурной политики;

*​ создание мотивационного механизма мер по структурной перестройке экономики на основе гибкого сочетания рыночных методов и инструментов государственного регулирования.

Наши рекомендации