Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей.

Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

40.

1) Модели перехода от административно-командной к рыночной экономике

Практический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразова­ний: эволюционный путь постепенного создания рыночных ин­ститутов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основ­ном сроками проведения реформ, масштабом институциональ­ных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов.

К ним относятся: воля политического руководства страны, осо­бенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики.

Градуализм в эволюционной теории — представление о по­степенности процессов эволюционного развития. Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медлен­ных, последовательных реформ и отводящая государству главную роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает транс­формацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стаби­лизации производства.

Выбор эволюционного пути обусловлен относительно не­большим удельным весом тяжелой промышленности в отрасле­вой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и срав­нительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предприни­мательства, и готовность населения принять новые экономиче­ские отношения. Особенностью эволюционного перехода к рын­ку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы ры­ночными отношениями. Например, в Венгрии этот процесс про­исходил в 1968—1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

Выделим общие черты эволюционного пути перехода к ры­ночной экономике:

• быстрое развертывание в частном секторе производства по­требительских благ и насыщение ими рынка. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на ин­вестиционные отрасли.

Сторонники градуализма выступают против разовой либера­лизации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.

• либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов;

• жесткая финансовая политика с целью недопущения высо­кой инфляции;

• формирование рыночной инфраструктуры.

«Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Страте­гия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государст­ва. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась спе­циалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обще­стве в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер:

• одномоментная либерализация цен на основную массу то­варов и услуг;

• пересмотр роли государства (скорейшее разрушение систе­мы централизованного планирования и замена админист­ративных способов государственного регулирования эконо­мическими);

• рыночные отношения охватывают большинство социаль­но-экономических отношений;

• ускоренная приватизация государственной собственности;

• либерализация внешнеэкономической деятельности.

Однако социальная цена проводимых реформ, как правило, оказывается очень высока. Переход к свободному ценообразова­нию в условиях товарного дефицита и монополизма производи­телей вызывает высокую инфляцию, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. Классическим примером осуще­ствления реформ путем «шоковой терапии» служит Польша.

Еще одним критерием выделения различных моделей сис­темных реформ является построение односекторной или двухсекторной переходной экономики. Экономические реформы, как эволюционные, так и радикальные, могут сопровождаться полным разрушением прежнего планового механизма и ускорен­ным становлением новых инструментов регулирования эконо­мической деятельности. В этом случае говорят об односекторной модели переходной экономики. Однако возможен и иной вари­ант, когда экономические преобразования опираются как на со­хранившийся и выполняющий свои функции плановый меха­низм, так и на формирующийся, рыночный. В этом случае гово­рят о двухсекторной модели переходной экономики.

2) Либерализация цен. Условия перехода к рынку идентичны условиям существования рынка, то есть, как уже было отмечено, наличие частной собственности, конкуренции и оптимального ценового механизма. Для того чтобы цены чутко реагировали на соотношение спроса и предложения, необходимо снять контроль над ними со стороны государства, что характерно для плановой экономики. Данная задача реализуется посредством либерализации цен. Либерализация цен означает снятие государственного контроля и ограничений с ценового механизма. После либерализации динамика уровня цен определяется размером подавленной инфляции. Обычно цены изменяются в сторону повышения, и по некоторым категориям товаров и такое повышение может быть весьма значительным. Как мы знаем, любой рост цен без соответствующего увеличения доходов сопровождается сокращением совокупных расходов, вызывая спад в производстве и стагфляцию. Чтобы не допустить развития кризиса, правительство вводит временное ограничение на рост цен по основным энергоресурсам и товарам первой необходимости, в первую очередь продовольственным, до тех пор, пока домохозяйства и фирмы не приспособятся к изменившимся условиям.

3) Приватизация (лат. privatus — частный) — это передача государ­ственной или муниципальной собственности за плату или безвозмезд­но в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый ха­рактер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, ког­да распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации. целями приватизации являются:

создание сильного слоя частных собственников (исходная цель);

получение дохода в госбюджет;

обеспечение экономической самостоятельности предприятий;

повышение эффективности экономики

Благодаря приватизации российская экономика перестала быть государственной, превратившись в рыночную. Приватизация позволила пополнить государственный бюджет за счёт продажи государственной собственности, а также привлечь частные инвестиции. Приватизация началась в 1993 году. Полтора года она выражалась в том, что народу раздавались бесплатно ваучеры, на которые можно было обменять государственную собственность. На большинстве предприятий выбрали «инсайдерскую» модель приватизации, при которой работники имели право приобрести 51% акций. В процессе приватизации стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элементов рыночной системы. Но вместе с тем совсем не было притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в государственный бюджет. С середины 90-х начался «денежный» этап приватизации, т.е. государственную собственность продавали инвесторам, как отечественным, так и иностранным. Но покупать её особо никто не хотел, поэтому приватизация осуществлялась при помощи залоговых аукционов. Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности, основная часть стала принадлежать не государству, а народу. Возникли новые формы собственности: муниципальная, смешанная, иностранная и т.д.

4) Структурная перестройка экономики

Переходная экономика, базирующаяся на становлении многообразных форм собственности, приводит к зарождению новой инфраструктуры, прежде всего рыночной инфраструктуры торговли, представленной частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и другими посредническими фирмами. Процесс образования и развития этих структур протекает спонтанно и взрывообразно. В 1992 году было создано около 400 бирж, и торговля на них шла по очень широкому ассортименту товаров.

Преобразования в инфраструктуре торговли, наряду с процессами разгосударствления и приватизации, привели к становлению новой рыночной инфраструктуры хозяйственных связей в переходной экономике. Именно процесс становления экономических субъектов на основе многообразных форм собственности, различных форм хозяйствования и механизмов взаимодействия между ними в процессе хозяйственной деятельности приводит к появлению и развитию новых экономических сфер: рынков капитала, труда и товаров.

Создание рынков - это процесс реорганизации экономики, во-первых, на основе принятия законодательных актов о новом статусе экономических субъектов (предприятий, учреждений, граждан); во-вторых, отмена предыдущих плановых форм управления. Это дает стартовые условия будущего развития рынков, но еще не сами рынки, как таковые.

Быстрому развитию рынка препятствует, во-первых, то, что экономический субъект не претерпел радикальных изменений. Если говорить о предприятии, то это, как правило, крупное, узкоспециализированное производство, часто занимающее монопольное положение в отрасли. Возможности для маневра у такого предприятия ограничены его узкой специализацией, а возможности давления на потребителя, наоборот, велики. Сами же работники под воздействием воспитанного стереотипа поведения не готовы к восприятию перемен. Кроме того, для формирования рыночной инфраструктуры, т. е. принципиально другой организации экономических институтов, составляющей систему, более того, включающей абсолютно новые институты, присущие рынку, необходимо время.

Рыночная инфраструктура характеризуется системой хозяйственных связей между государством, предприятиями и другими субъектами, которая постоянно поддерживает рыночный механизм взаимодействия между производством и потреблением.

Механизм рыночной связи - это механизм конкуренции. Он реализуется не путем исполнения приказов, а на основе свободы экономического выбора. Выбор осуществляется на основе потребительских предпочтений и предполагает свободный доступ к информации о наличии товара: продукта, труда, капитала.

В соответствии с особенностями той или иной сферы экономической деятельности в переходной экономике появляются и развиваются обслуживающие ее элементы инфраструктуры. Прежде всего, сфера товарного обращения — от розничной торговой сети до товарных бирж; далее, сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда, а также сфера обращения капитала, включающая фондовые и валютные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.

Важнейшим фактором становления рыночных отношений является свобода торговли. Разветвленная система торговли постепенно полностью заменяет применявшееся в плановой экономике централизованное распределение ресурсов между отраслями и отдельными производствами. Развитие свободной торговли способствует появлению конкуренции, стабилизации и выравниванию уровней цен, влияя, таким образом, на развитие новой структуры общественного производства.

В период перехода экономики к рынку усложнилась система товарообмена, включая одновременно и старые, и новые формы. Товарообмен осуществляется по трем различным направлениям: во-первых, через структуры прежней распределительной системы; во-вторых, по линии прямых связей между предприятиями; и, в-третьих, через вновь возникающие рыночные структуры. Доля каждого направления во всем товарообороте в результате демократизации экономики меняется.

Наиболее предпочтительными для предприятий являются прямые связи между ними. Во-первых, прямой товарообмен дополняется бартером; во-вторых, большинство предприятий не имеет развитой маркетинговой политики.

Важное место в товарообороте занимают биржи. Биржа — это инструмент рыночных связей, один из институтов рыночной инфраструктуры. Первоначальным видом бирж является товарная биржа. Современные товарные биржи, в том числе международные товарные биржи, - это особый вид постоянно действующего рынка, на котором совершаются сделки по купле-продаже массовых сырьевых и продовольственных товаров, обладающих родовыми признаками однородных и взаимозаменяемых. При биржевой торговле сам товар отсутствует, а продается на основе установленных стандартов и образцов.

Плановая экономика с всеобщей занятостью порождала неэффективное производство за счет излишка труда, поэтому важной чертой становления рыночной инфраструктуры хозяйства стало сокращение числа занятых для достижения оптимального сочетания производительного капитала и труда. Безработица, как социальное явление, породила необходимость в организации таких институтов, как биржи труда и службы занятости. Теперь уже явная армия безработных породила рынок труда, где конкуренция между носителями рабочей силы стала основным способом распределения данного ресурса. Ввиду специфичности товара (рабочая сила) именно на государственные институты, к которым относится значительная часть бирж труда и служб занятости, возложена обязанность регулирования рынка труда. На рынке труда основными субъектами выступают: работник, предприниматель и государство, где государству отведена значительная роль. Государство должно контролировать справедливость сделок, выявлять потребности предпринимателей в количестве и качестве рабочей силы, способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы, наконец, сохранять работоспособность рабочей силы. Рыночный механизм, используемый в распределении труда, позволяет людям свободно выбирать наилучший для себя вариант занятости на основе альтернативных возможностей. Государство же, как субъект рынка труда, с помощью центров переобучения увеличивает эти альтернативные возможности.

Банковская система и кредитный рынок являются наиболее развитыми сегментами российского рынка. Банковская система плановой экономики базировалась на одном Государственном банке, который распределял государственные кредиты в соответствии с государственным планом экономического развития.

5) Итоги приватизации

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

Наши рекомендации