Портфель альтернативных стратегий
Цели | Стратегии |
1. Стратегия использования возможностей | |
Использование возможностей внешней среды | Альтернативная стратегия 1.1 Альтернативная стратегия 1.2 Альтернативная стратегия 1.3 |
2. Стратегия устранения угроз | |
Предотвращение угроз внешней среды | Альтернативная стратегия 2.1 Альтернативная стратегия 2.2 Альтернативная стратегия 2.3 |
3. Стратегия сохранения, укрепления и использования сильных сторон | |
Сохранение, укрепление и использование сильных сторон предприятия | Альтернативная стратегия 3.1 Альтернативная стратегия 3.2 Альтернативная стратегия 3.3 |
4. Стратегия ликвидации слабых сторон | |
Ликвидация слабых сторон предприятия | Альтернативная стратегия 4.1 Альтернативная стратегия 4.2 Альтернативная стратегия 4.3 |
На заключительном этапе предложенный портфель стратегий должен быть проанализирован на соответствие следующим критериям:
· Количество альтернативных стратегий:количество вариантов достижения поставленных целей, входящих в портфель альтернативных стратегий, неограничено. Можно сказать, что чем больше стратегий в портфеле, тем меньше вероятность того, что предприятие упустит наиболее благоприятный вариант.
· Полнота портфеля: необходимо определить, насколько исчерпывающим является список предлагаемых альтернатив, все ли варианты были учтены, какова вероятность того, что какие-то альтернативы остались незамеченными.
· Независимость предлагаемых стратегий: альтернативные варианты должны быть невыводимыми и независящими друг из другу, в противном случае, это нарушит принцип альтернативности.
· Соответствие стратегий поставленным целям: предлагаемые альтернативы должны быть четко направлены на достижение поставленных целей.
В случае, если предварительный портфель альтернативных стратегий не соответствует хотя бы одному из перечисленных выше параметров, необходимо вернуться к этапу формированию портфеля и привести его в соответствие с указанными параметрами.
Ситуация для анализа. Одним из крупных сегментов российского рынка персональных компьютеров являются государственные ведомства и организации. Следует отметить, что в настоящее время Россия оказалась мировым лидером роста компьютерных продаж, поэтому государственный сегмент, как один из наиболее быстро растущих, является наиболее привлекательным для производителей ПК. Однако, зарубежным компаниям выход на данный сегмент закрыт, поскольку, согласно постановлениям правительства, большая часть российских ведомств обязана закупать технику только у отечественных производителей. В связи с этим, американская компания Hewlett-Packard (НР) начала сборку компьютеров на мощностях российской компании «Аквариус», которая располагает всеми необходимыми сертификатами и лицензиями и может не только собирать ПК из комплектующих НР, но и продавать их. В случае успешного развития проекта НР планирует увеличить свою долю на российском рынке ПК.
Проанализируйте каким образом компания Hewlett-Packard планирует достичь следующих целей: использовать возможности, устранить угрозы, сохранить сильную сторону и ликвидировать слабую сторону.
Формирование товарной стратегии предприятия
Постановка задачи
Для примера формирования товарного портфеля рассмотрим предприятие розничной торговли. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля товарами народного потребления. Товарный ассортимент магазина условно можно разделить на девять товарных групп. В таблице 5 представлены объем реализации продукции (розничный товарооборот) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждой товарной группе.
Таблица 5