Изменения в системе экономического образования
Изменения, происходящие сегодня в системе экономического образования под воздействием переходных процессов в экономике, не могут быть оценены однозначно. Наряду с прогрессивными тенденциями многое вызывает настороженность и воспринимается критически.
1. Резко возросший спрос на экономические знания и экономические кадры породил множество свежеиспеченных экономических академий, университетов и школ, обещающих быстрое продвижение к дипломам «иностранного образца», но не имеющих для этого ни должной инфраструктуры, ни квалифицированного преподавательского состава, ни традиций и опыта обучения. Тяга школьников к экономическому образованию также нередко порождает сомнительные инициативы в области до вузовского экономического образования.
2. Увеличившийся спрос на экономические знания проявляется в росте интереса преимущественно к прикладному экономическому образованию и, в то же время, в недооценке роли фундаментального образования.
3. Недостаточность фундаментального образования и, как следствие, отсутствие глубинного понимания сущности экономических процессов нередко проявляются в упрощенных представлениях об этих процессах и в некритическом заимствовании опыта других стран, мало приспособленного к российским условиям.
4. Временное, не устоявшееся и деформированное эклектическими заимствованиями состояние экономического знания часто выдается за нормальное, в результате чего в обучении смещается расстановка акцентов. Второстепенные вещи выдвигаются на первый план, а принципиально важные принимаются за второстепенные. Так, в содержание обучения включаются отдельные фрагменты теории потребительского выбора, теории фирмы, теории макроэкономического равновесия, то есть важные, но далеко не исчерпывающие разделы рыночной теории. Вместе с тем, сегодня многие экономисты почти незнакомы с теорией общественного выбора, теоретическими проблемами экономического развития, основными положениями институциональной экономики и экономикой коммерческих организаций, многими другими важнейшими проблемами экономической теории.
5. На рынок образовательных услуг экономического профиля устремились не только старые, но и многие новые учебные заведения. Это таит в себе угрозу снижения общего уровня и качества экономического образования. Угроза тем более реальна, что многие студенты экономических вузов, толком не выучившись, фактически забрасывают учебу, а существующие технологии обучения пока не позволяют остановить процесс выпуска «недоучек». Кроме того, все „ более заметен отток наиболее динамичных и восприимчивых к новым идеям преподавателей в более доходные сектора экономики. Таким образом снижается уровень обучения, повышается средний возраст остающихся преподавателей. Все это требует специального внимания к содержанию экономического образования, методикам и технологии обучения, целенаправленной работы по созданию и поддержанию высоких стандартов образования. В настоящее время начата реализация второго поколения таких стандартов.
Экономические вузысегодня решают целый ряд задач, прямо или косвенно связанных с перечисленными проблемами. К ним можно отнести разработку учебных планов нового типа, обновление традиционных дисциплин и освоение новых; переподготовку преподавательских кадров, подготовку учебных пособий и приспособление читаемых курсов к новым, в том числе переводным учебникам, практические меры по переходу на двухступенчатую систему подготовки кадров и целый ряд других. Здесь есть интересные инициативы и первые результаты, однако оценить их итоги можно будет лишь через несколько лет.