Соответственно экономика образования является одной из отраслевых экономических наук, изучающей экономические отношения в системе образования.

Экономика образования – это наука занимающаяся исследованием и выявлением своеобразия экономических категорий и законов в области образования, анализирующая суть происходящих в ней процессов и раскрывающая их движущие силы.

Предмет экономики образования– специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Объект и субъект изучения – своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности.

Объект – это экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат.

Субъект исследования и изучения – люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность; дети, воспитывающиеся в дошкольных заведениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специаль­ных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся; между трудовыми коллективами образовательных учреждений и их отдельными членами; между коллективами образовательных учреждений и трудовыми коллективами других отраслей народного хозяйства и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.

Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы:

– НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда (закон возвышения потребностей);

– образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности, как личности, так и общества. Происходит рост образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах;

– в связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги все чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя (закон спроса и предложения);

Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда – образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.

3.Структура системы образования в ДНР

Система образования – совокупность учреждений образования и органов управления ими.

Наши рекомендации