Альтернатиные теории стоимости товара

В марксистской теориитовар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого оп­ределения следует, что: товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо по­требность человека; товаром является то, что апробировано трудом; товаром является то, что предназначено для продажи.

В австрийской экономической школетовар определяется как специфическое эко­номическое благо, произведенное для обмена. К экономическим благам ее представители относят те, которые явля­ются объектом или результатом экономической деятельности и кото­рые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с по­требностями.

Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребнос­тью в благе и доступностью этого блага, а первое - не учитывает.

Несмотря на различие подходов, и той, и другой школой при­знается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные про­дукты, и апробированные трудом дары природы и разного вида услуги. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещест­венной формы, но является результатом деятельности человека, име­ющим полезный эффект. Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потреб­ность; способностью обмениваться на другие товары. Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью (полезностью).Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удов­летворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественнойпотребительной стоимостью. А са­мого товаропроизводителя потребительная полезность интересует лишь потому, что связана со способностью товара - обмениваться на другие товары.Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции называется меновой стоимостью. Вопрос, что лежит в основе обмена и определяет количествен­ную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впер­вые поставил Аристотель. В дальнейшем разные экономисты отвеча­ли на него по-разному.

По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость. По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность. Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.

Теория трудовой стоимостиопределяет стоимость товара трудом, затраченным на его производство. К. Маркс полагал, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По мысли Марк­са труд товаропроизводителя двойственен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определен­ных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом - определенной по­требительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил на­звание конкретного труда. С другой стороны, труд - это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме, ча­стица совокупного общественного труда. Он называется абстракт­ным трудом.Именно абстрактный труд создает стоимость,ибо является тем общим в труде различных работников, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу.

Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Рикардо - рабочее время на производство товара в худших условиях производства; Маркс опре­делял стоимость общественно необходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно-нормальных условиях производства, т.е при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Теория предельной полезности определяет стоимость, исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (ред­кости) и от степени насыщения потребности в нем. Например, если Вас мучает жажда, а Вы находитесь в пустыне, где вода - редкость, то первый стакан воды для Вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительногостакана будет для Вас уменьшаться. Последний потребляемый стакан с водой имеет для Вас наименьшую полезность.

Другими словами, предельная полезность - это дополнительная полез­ность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение в по­требленном количестве.

Затратная концепция представлена в трудах Джеймса Миля, Мак-Куллоха, сводивших стоимость к издержкам производства, т.е. затратам на средства производства и оплату труда.

На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться с общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности, колебания цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства - труда, капитала, земли и т. д.

Попытки объединить эти теории предпринимались Бем-Баверком, А. Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном. Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в кото­рой он отошел от поиска единственного источника стоимостии со­единил теорию предельной полезности с теорией спроса и предло­жения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым в предложенном им методе анализа определяется взаимовлияние полезности, спроса - предложения, издержек и цены.

Наши рекомендации