Признаки классификации отраслевых подсистем в торговле.

В функциональном смысле экономику отрасли можно представить в виде взаимодействия производительных сил и производственных отношений. По составу производительных сил – это система, включающая совокупность способностей трудящихся с их богатым производственным опытом коллективной работы и совокупность потребительской стоимости средств производства, интегрированных в отраслевые и иные подсистемы в рамках страны. Производственные отношения, как в процессе производства, так и при распределении, обмене и потреблении являются социальной двигательной и организующей силой развития всей экономики.

Развитие производительных сил является главным фактором общественного разделения труда и формированием отраслей. Экономика народного хозяйства имеет много структур, так же многообразна и структура торговой отрасли. Внедрение в широких масштабах достижений науки и техники в хозяйственную практику ведет к изменениям отраслевых структур. В торговле возникают и успешно развиваются все новые виды деятельности, которые обособляются в отдельные подсистемы, меняется значимость традиционных подсистем торговли, некоторые из них теряют свое значение.

Торговля, как и весь хозяйственный комплекс в целом, относится к числу больших систем. Рассмотрение торговли как большой системы означает признание ее сложности, неоднородности. Поэтому торговая отрасль не имеет ничего общего с формальными и юридическими структурами. Она представляет совокупность подсистем классифицированных по:

- материально-вещественному признаку реализуемых товаров;

- формам собственности на базе которых осуществляется торговля;

- организационно - правовым формам субъектов торговли;

- внутриотраслевому разделению труда;

- межотраслевому разделению труда;

- масштабу территории, где осуществляется торговля.

Ценность подобной классификации заключается в систематизации знаний о торговой отрасли, без чего невозможно ни дальнейшее ее развитие, ни практическое применение этих знаний. Значение классификации состоит в следующем:

1) она позволяет определить место каждой отраслевой подсистемы в общей системе торговой отрасли;

2) дает возможность систематизировать и распределять подсистемы и предприятия торговли по родственным признакам;

3) позволяет правильно оценивать и сравнивать эффективность дея­тельности структурных подразделений.

Материально-вещественную структуру торговли как отрасли можно охарактеризовать совокупностью реализуемых ею товаров - объемом и удельным весом их реализации. В зависимости от материально-вещественного признака реализуемых товаров торговля подразделяется на продовольственную и непродовольственную. В каждой из них в свою очередь могут быть выделены отдельные группы или совокупность групп товаров, например торговля хлебобулочными изделиями, алкогольной продукцией, детскими товарами. В условиях рынка деление торговли по материально-вещественному признаку, в определенной степени, носит условный характер. Конкурентная борьба в сфере реализации экономических интересов, заставляет субъектов торговли расширять сферу своей деятельности, что выводит на потребительский рынок предприятия, осуществляющие и продовольственную, и непродовольственную торговлю одновременно.

По форме права собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование торговли, сформировались такие отраслевые формы как:

- частная торговля;

- государственная торговля;

- муниципальная торговля;

- потребительская кооперация.

Подобное разделение торговли имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и виду от­носится право собственности, и кто является ее владельцем, определяются возможности, которыми в отношении имущества торговых подсистем рас­полагают собственники.

Право собственности рассматривается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащего ему имущества по своему усмотрению и в своих интересах.

Наибольший удельный вес в рыночной экономике занимает частная торговля, основанная на индивидуальной или групповой собственности на средства производства. Индивидуальные собственники составляют наиболее многочисленную группу предпринимательских структур потребительской торговли, каждый из которых стремится к получению прибыли и уп­рочнению своего экономического положения.

Формирование торговли, основанной на индивидуальной (единичной) частной собственности не требует значительных и денежных вложений. Как правило, эта подсистема торговли базируется на личном труде предпринимателя (семьи) без привлечения наемного труда. Развитие ее обусловлено рассосредоточенностью городских и сельских поселений по территории страны, необходимостью обеспечения товарами в каждом из них, а также сопряжено с высокой степенью рыночного риска и возможностью банкротства.

Групповая собственность является основой структур представляющих различные товарищества, общества, кооперативы. Они формируются на разных рынках и характеризуются большими объемами продаж и доходов. Такие структуры в торговле средствами производства преобладают, а в торговле потребительскими товарами присутствуют в многочисленных формах обществ предпринимателей.

Государственная собственность выступает в торговле в двух вариантах: федеральная и собственность субъектов федерации Государственный сектор включает сферу торговли, обеспечивающую товарами потребительского назначения госбюджетные организации, органы государственного управления, военные ведомства. Государственная торговля призвана преследовать общегосударственные и социальные интересы общества (организация питания в школах, детских домах, больницах, оптимальное обеспечение военнослужащих и т.п.)

Во втором варианте торговля выступает в виде муниципальной, ос­нованной на муниципальной собственности и защищающей интересы оп­ределенных территорий. Муниципальная торговля призвана создавать конкуренцию частному капиталу, удовлетворять спрос наиболее уязвимых слоев населения в жизненно важных товарах обеспечивать необходимый уровень торгового обслуживания населения. Существенную роль играет муниципальная сеть школьных столовых, буфетов и т.д.

Особое место на рынке потребительских товаров занимает торговля, представленная хозяйствующими субъектами, созданными на базе слияния федеральной и муниципальной собственности. В ее состав входят магазины, посреднические фирмы, торгово-производственные, снабженческие службы объединений и фирм и т.д.

На основе кооперативной формы собственности функционирует в сельской местности и рабочих поселках кооперативная торговля, которую ведет потребительская кооперация. Средства кооперативных торговых организаций являются собственностью членов-пайщиков. Они создаются за счет их добровольных взносов и отчислений от прибыли. Кооперативные предприятия и организации управляются выборными органами. Роль потребительской кооперации не ограничивается продажей товаров в сель­ских районах. Они активно осуществляют производство потребительской продукции (хлебопечение, переработку молока и мяса, консервирование овощей и фруктов и т.д.). Одним из главных предназначений кооперативной торговли всегда была закупка сельскохозяйственных продуктов, ле­карственного сырья, грибов, ягод, их переработка.

Распространяет свою деятельность потребительская кооперация и на города, создавая там свои магазины, что расширяет границы ее деятельности, увеличивает товарооборот и прибыль. Города при этом получают до­полнительные ресурсы в виде продуктов животноводства и растениеводства.

Форма собственности не отражает организационного статуса и структуры субъектов торговли. В рамках многообразия типов собственности формируются предприятия разных организационно-правовых форм.

Создание многоукладной экономики, как следствия приватизации, потребовало поиска реальных возможностей преобразования отношений собственности, пределов свободы хозяйствования торговых предприятий и образования новых, адекватных рыночным условиям организационно-правовых форм управления ими.

Эффективное и устойчивое развитие торговой отрасли базируется на развитии всех действующих на рынке потребительских товаров организа­ционно-правовых форм торговых предприятий. Наибольшее распространение в торговле получили: унитарные предприятия, потребительские кооперативы, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, холдинги.

Организационно-правовой статус определяет специфику экономических отношений как внутри предприятия, так и отношения, в которые они вступают с другими субъектами рынка.

Организационно-правовые формы субъектов торговли, имеющие наибольшее распространение представлены на рис. 5.

Признаки классификации отраслевых подсистем в торговле. - student2.ru

Признаки классификации отраслевых подсистем в торговле. - student2.ru

           
    Признаки классификации отраслевых подсистем в торговле. - student2.ru
 
 
Открытые АО
 
Закрытые АО

Рис.5. Организационно-правовые формы субъектов торговли на рыке потребительских товаров

Рыночная реформа повысила престиж торговли. Масштабы торговой и торгово-посреднической деятельности увеличились, а сама торговля в этом смысле получила повсеместное распространение. В осуществлении купли-продажи потребительских товаров все больше стали вовлекать производственные предприятия, торгово-посреднические звенья, предприятия непроизводственной сферы и даже потребители.

В силу межотраслевого разделения труда в торговую отрасль вовле­чены не только собственно торговые хозяйствующие субъекты, но и субъ­екты других отраслей, осуществляющих куплю-продажу потребительских товаров. Поскольку торгово-производственные функции характерны для ^ любого из них, а цель – получение прибыли – реализуется через продажу то­варов и удовлетворение спроса населения на товары и услуги данные субъекты торговли образуют особые отраслевые подсистемы.

Так бурно развивается в настоящее время система организаций, реа­лизующих продажу населению фармацевтической продукции она парал­лельно осуществляется:

- аптеками муниципальными, под эгидой территориального здраво­охранения;

- фирменной сетью крупных производителей лекарственной и фар­мацевтической продукции для населения и лечебных организаций;

- совокупностью предприятий крупных оптово-розничных трансна­циональных корпораций;

- субъектами частной торговли специализирующимися на продаже фармацевтической продукции, лекарственных и гигиенических товаров, ориентированной на местное население.

Несмотря на существование различия в задачах и действиях каждый из названных подсистем все они образуют особую систему торговли, где различные отрасли участвуют в организации особого потребительского рынка, они формируют и по РФ, и по каждой территории товарное пред­ложение товаров особой специальной значимости адекватное спросу насе­ления.

Подсистема ОРСов (отделы рабочего снабжения) и Продснабов (продовольственное снабжение) сформировалось в СССР как сеть струк­турных подразделений крупных промышленных транспортных строитель­ных предприятий. В основе их создания и размещения лежал производст­венно-отраслевой принцип.

Специфика работы ОРСов заключалась в том, что они объединяли розничную торговлю, общественное питание, проводили в широких мас­штабах заготовку, хранение и переработку плодоовощной и другой про­дукции, имели в своем ведении оптовые базы, производственные, сельско­хозяйственные, транспортные предприятия, ремонтно-строительные, учеб­ные и другие подразделения. ОРСы и Продснабы с помощью производст­венных предприятий обслуживали их контингент сотрудников и населе­ние на близлежащих территориях.

Промышленные предприятия, в состав которых входили ОРСы, брали на себя значительную часть расходов торговли. Развитие сети магази­нов, складов, столовых и других объектов торговли осуществлялось за счет материальных ресурсов и денежных средств соответствующей отрас­ли, и с помощью обслуживаемых предприятий.

ОРСы с самого начала своей деятельности учитывали особенности производства и специфику деятельности в соответствующих населенных пунктах. Особую роль ОРСы играли в снабжении населения работающего в добывающих отраслях, в лесозаготовительном комплексе, на строитель­стве транспортных магистралей и т.п., т.е. в труднодоступных местах в сложных условиях освоения новых районов и месторождений, в районах, удаленных от основных транспортных магистралей. Их роль велика и в на­стоящее время, когда субъекты торговли стали самостоятельны, но решают прежние проблемы.

Своеобразно на рынке потребительских товаров происходит соеди­нение производственных и торговых функций у производителей потре­бительской продукции. На первом этапе рыночной реформы трудности в сфере снабжения, финансирования, связанные с либерализацией цен и га­лопирующей инфляцией породили трудности сбыта произведенной про­дукции. Логическим выходом из такого положения большинство произво­дителей посчитали развитие бартерных товарных сделок являющих собой натуральный товарный обмен.

Содействуя предпринимательству, приватизация, развитие конку­ренции в экономике обусловили новый этап развития коммерческой и торговой деятельности в производстве. Для многих производителей кон­курентная борьба как со стороны российских, так и иностранных произ­водителей и продавцов товаров стала реальностью. Каждое производст­венное предприятие-изготовитель, чтобы получить большую выгоду от реализации продукции самостоятельно выбирает потребителя на более приемлемых для себя условиях.

В результате сложилась многовариантная структура товародвиже­ния на рынке потребительских товаров, в рамках которой все более суще­ственное место принадлежит фирменной торговле как особой подсистеме торговой отрасли.

По сути, она представляет разновидность обычной торговли, так как осуществляет доведение товаров до потребителей и смену товарной фор­мы стоимости на денежную.

Формы существования субъектов фирменной торговли на рынке аналогичны прочим - магазины, склады, оптовые базы. При этом они мо­гут быть как самостоятельными хозяйствующими субъектами, так и структурами подразделениями производителей. Организационно-правовая форма субъектов фирменной торговли может быть любой.

Существенное отличие фирменной торговли состоит в том, что она представлена субъектами, принадлежащим определенным фирмам - про­изводителям или коммерческим организациям.

Основные задачи фирменной торговли:

- укрепление рыночного положения предприятий-производителей;

- обеспечение и расширение рынка сбыта;

- увеличение объемов продаж и производства фирменных товаров;

- изучение спроса и потребительских предпочтений с целью совер­шенствования и повышения выпускаемой продукции;

- внедрение новых технологий в сфере торговли;

- повышение культуры обслуживания, сокращение издержек потреб­ления на территории действия.

Самостоятельные хозяйствующие субъекты фирменной торговли создаются в качестве юридического лица в порядке и на условиях, уста­новленных Гражданским кодексом РФ и законами, принятыми на его ос­нове, по инициативе его учредителей (участников) хозяйственных об­ществ, производственных кооперативов, государственных и муниципаль­ных предприятий, иностранных фирм и других, производящих и постав­ляющих товары потребительского назначения.

Развитие фирменной торговли обеспечивает выгоду не только фир­мам-производителям, способствуя росту их прибыли, но и регионам, яв­ляющихся базой их функционирования. Это проявляется в развитии ре­гиона, увеличения числа рабочих мест, усилению экономических связей между территориями.

Воздействует фирменная торговля и на уровень жизни населения, рост объема потребления основных потребительских товаров за счет ши­роты ассортимента товаров, низких цен и высокого уровня обслуживания.

Существенно влияет фирменная торговля на ускорение процесса обращения товаров и своевременное поступление налоговых платежей в местные бюджеты - все это не только ускоряет воспроизводственный цикл, но и повышает эффективность региональной экономики.

Торговая отрасль, как уже отмечалось, может быть представлена и как взаимосвязанное развитие территориальных торговых систем. По действующему законодательству РФ состоит из 89 субъектов федера­ции.

Каждый субъект представляет определенное административное под­разделение и имеет собственный территориально-хозяйственный комплекс, одним из важнейших звеньев которого является региональная тор­говля. Региональная торговля выступает как республиканская, областная краевая или городская в зависимости от масштаба территорий и статуса субъекта федерации.

Региональная торговля и ее экономические проблемы представляют­ся весьма сложными и различаются по территориям.

Это обосновывается следующим:

1. Формирование торговли всегда в СССР было связано с жестко регламентированной системой товарных и финансовых ресурсов.

2. Только переход к рыночным отношениям и приобретение хозяй­ственной самостоятельности регионами и предприятиями заложили основу формирования региональной рыночной торговли;

3. Механизм регулирования региональных и территориальных рын­ков торговли еще полностью не сформирован, продолжает свое развитие и совершенствование;

4. Каждый регион России имеет свой рыночный потенциал и специ­фические особенности, определяющие развитие территориальной торгов­ли.

Торговля на территориях в последнее время существенно усиливает свои позиции так как:

- региональная торговля включена в хозяйственные комплексы и со­действует их оптимальному развитию;

- отчисление от доходов региональной торговли способствуют фор­мированию бюджетов соответствующих уровней;

- каждый рынок имеет свой рыночный потенциал и специфику раз­вития производства, что с одной стороны влияет на территориальную тор­говлю, а с другой стороны, зависит от ее эффективности;

- интеграционные процессы и развитие межрегиональных и межго­сударственных связей повышают роль территориальной торговли.

На территориальном уровне разрабатывается механизм реализации общегосударственной экономической политики в сфере торговли с учетом особенностей регионального развития. Проводниками такой политики вы­ступают территориальные органы управления.

Кроме выше указанных можно было бы назвать еще ряд подсистем потребительской торговли, основанных на межотраслевом разделении труда. Например:

- сеть автозаправочных предприятий, реализующих топливо, гарю-чесмазочные материалы индивидуальным владельцам транспортных средств. Значительная часть предприятий реализует запасные части к автомобилям и средства ухода за ними, предоставляет сервисные услуги по­требителям;

- сеть магазинов и киосков по продаже газет, журналов, книг и дру­гой печатной продукции. При этом здесь же зачастую реализуются канце­лярские, галантерейные и парфюмерно-косметические товары;

- сеть специализированных предприятий, продающих населению лесоматериалы, дрова, уголь, торф и т.д.

Все вышеперечисленные подсистемы торговли выступают в составе наиболее крупных подсистем выделенных по признаку внутриотраслевого разделения труда. Это - оптовая, розничная торговля и общественное питание. Каждая из этих подсистем осуществляет свои особые функции и задачи, однако их миссия на потребительском рынке едина и состоит в организа­ции рынка и торговом обслуживании населения.

Каждая из отраслевых подсистем, входящих в торговую отрасль представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров потребительского назначения. Их состояние и развитие неоднозначно, находятся под воздействием различных факторов, играют не одинаковую социальную и экономическую роль. Однако все эти струк­турные подсистемы торговли в сфере рынка выполняют схожие функции и реализуют общую цель - получение прибыли на основе организации рынка и удовлетворения спроса. Все они, преобразуя исходные процессы в торго­вые услуги осуществляют в сфере рынка обмен шести видов, отражающий экономические взаимосвязи в рыночном хозяйстве:

1. обмен денег на труд наемных рабочих;

2. обмен денег на товары и услуги поставщиков;

3. обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

4. обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендодателей;

5. обмен денег выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут по­лучены позже от должников;

6. обмен денег на товары и услуги неторговых организаций и госу­дарственные установления органов власти (налоги, сборы).

Экономическое развитие любой и каждой отраслевой подсистемы торговли характеризует следующие показатели:

- численность торговых предприятий (в ед.);

- объем и структура продаж товаров народного потребления в стои­мостном выражении (в руб. и %);

- доля предприятий отраслевой подсистемы в общем обороте торговли (в %);

- темп изменения численности торговых предприятий к предыдущему периоду (в %);

- средний размер субъекта подсистемы (по объему товарооборота, торговой площади, численности работающих).

Экономическая эффективность отрасли и каждой ее подсистемы характеризуется показателями, оценивающими уровень хозяйствования в ней. Он оценивается соотношением экономических результатов функционирования отрасли и используемых в ней ресурсов. Подробно эти вопросы рассмотрены в последующих главах данного учебного пособия.

Каждая отраслевая система экономически важна, но решающую роль в построении структуры отрасли и обеспечении условий оптимального ее развития играют оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание.

1 - Оптовый потребительский рынок средств производства

2 - Оптовый потребительский рынок предметов потребления

3 - Оптовый торгово-посреднический рынок средств произ­водства, в т.ч. торгового оборудования

4 - Оптовый торгово-посреднический рынок предметов по­требления

5 - Потребительский (розничный) рынок товаров

6 - Потребительский рынок услуг

7 - Мелкооптовый рынок предметов потребления

Рис. Место внутриотраслевых подсистем торговли на рынке потребительских товаров.

Наши рекомендации