Теория оппозиции и ее значение для исследования фонологической, грамматической и лексической подсистем. Принципы классификации оппозиций.

Заслуга разработки оппозитивных структур принадлежит лингвистам так называемой Пражской лингвистической школы. Центром деятельности этой школы стал организованный в 1926 г. Пражский лингвистический кружок, в котором объединился ряд крупнейших русских и чешских лингвистов: Н. С. Трубецкой(1890—1938), В. Матезиус (1882— 1945), Р. О, Якобсон, Б. Трнка, Б. Гавранек, Й. Вахек, Я. Мукаржовский, позднее В. Скаличка, Й. Коржинек и др.

Из большого количества работ, в которых были развиты принципы оппозитивного анализа, упомянем лишь наиболее значительные — исследование Н. С. Трубецкого «Основы фонологии», где разработано понятие оппозиции и дана классификация языковых оппозиций, и работу Р. О. Якобсона «Опыт общей теории падежей», где на оппозитивном принципе построен детальный семантический анализ русских падежей.

В процессе последовательного описания какого-либо языка выявление оппозитивной структуры начинается тогда, когда иссле­дователю уже известны основные единицы этого языка, установлен­ные в результате дистрибутивного анализа. В зависимости от того, какую часть языка он желает описать, лингвист выбирает группу единиц этой части — группу фонем (для описания фонологии), группу морфем и словоформ (например, падежей для описания грамматики), группу слов (например, предлогов для описания грам­матики и лексики). Группа с самого начала должна быть достаточно полной, однако она может пополняться и в самом ходе анализа. Задача оппозитивного описаниясостоит в том, чтобы выявить все оппозиции, существующие в этой группе единиц. Первым этапом является установление парных (би­нарных) оппозиций и затем как бы суммирование всей системы из парных оппозиций. Этот этап исторически был разрабо­тан первым. (Например, упомянутая работа Р. Якобсона о падежах построена таким образом и ограничивается этим.) На первом этапе описания лингвисту приходится решать две основные задачи: 1) от­деление существенных оппозиций от несущественных, 2) отделение логических оппозиций от лингвистических.

В общем, существенной для оппозитивного описания будет та оппозиция, в которой различие между членами является элементарным и поддается формулировке в качестве одного признака. Член оппозиции, обладающий признаком в положительной фор­ме, называется признаковым, или маркированным; проти­вопоставленный ему член — беспризнаковым, или немаркированным. В трактовке оппозиций довольно распространена сле­дующая ошибка: исследователи склонны, считать, что члены оппозиции равноправны, что каждый из них обладает собственным пози­тивным содержанием, так что если один членхарактеризуется при­знаком «а», то другой должен быть охарактеризован прямо противоположным признаком «не а», (отрицанием «а»). В действительности логические отношения здесь иные: если маркированный член сооб­щает о наличии признака «а», то противопоставленный ему немарки­рованный член о наличии или отсутствии «а» ничего не говорит. Немаркированный член характеризуется отсутствием сигнализации «а».

Логически любой из членов оппозиции может быть охаракте­ризован как маркированный, а противопоставленный ему — как немаркированный. Логические отношения в оппозиции определяют лишь возможности. Но какая из возможностей действительно реализовалась в данном языке, выявляется лишь из специальных лингвистических наблюдений. Приписывание отрицательного или положительного дифференциального признака вытекает из объек­тивных критериев и не может рассматриваться как всего только дело условного соглашения между лингвистами.

Этот лингвистический прием, очевидно, основан на том более об­щем положении, что отношения между предметами столь же объективны, сколь и предметы. Уже из суммирования системы на первом этапе оппозитивного описания можно сделать вывод, что в оппозитивной системе всегда содержится определенная иерархия признаков, а следова­тельно, и иерархия членов. На втором этапе оппозитивного описания лингвист должен решать две задачи: 1) ввести иерархию признаков, 2) устано­вить оппозиции каждого элемента по отношению к системе в целом, а не только по отношению к каждому из членов системы. Вторая задача решается на основе первой, а ее теоретическим осно­ванием служит принцип «класса как целого». Оппозиция каждого элемента по отношению к системе в целом означает не что иное, как оппозицию элемента класса классу как целому.

В лексике.

Когда какие-либо два слова имеют и своих значениях и общие, и различные признаки, причем те и другие отчетливы и их можно пере­числить, то такие два слова составляют оппозицию. Хороший пример оппозиции дают слова, обозначающие родственные отношения, например русск. брат ~ сестра. Общее у ниx: ‘члены семьи, принадлежащие к тому же поколению, что и я; находящиеся со мной в кровном родстве; оба — по боковой линии', а различны признаки пола: 'муж. пол' — 'жен. пол'.Другой пример: русск. брат ~ внучка, общее у них: 'члены семьи, находящиеся со мной в кровном родстве', а различны признаки поколения: 'брат — мое поколение' ~ внучка –младшее поколение', линии родства: 'брат — боковая линия’ ~ 'внучка – прямая линия' — и признаки пола. Как видим, в оппозиции признаки могут распределяться по-разному: в одном случае у противопоставленных слов больше общих признаков и меньше различиях (брат ~ сестра), в другом – больше различных и меньше общих (брат ~ внучка). Т. о., синонимы — оппозиции, антонимы — тоже оппозиции. В антонимах различие преобладает над сходством: говорить ~ молчать, общая часть ‘производить голосом звуки речи, слова', но при говорить она мыслится целиком наличной, как бы со знаком «плюс», а при молчать целиком отсутствующей, как бы со знаком «минус».

Мы можем ввести теперь основные определения. Совокупность элементов, связанных внутренними отношениями называется системой. Совокупность отношений между элементами системы назы­вается структурой системы, или просто структурой. Отношение любых двух элементов друг к другу в пределах структуры называется оппозицией. Оппозиция содержит общее для двух членов основание (синонимия) и различие их (антонимия). Все различные признаки в пределах структуры называются дифференциальными признаками. Каждый дифференциальный признак мыслится всегда двойным (бинарным), состоящим из утверждения и отрицания положительной и отрицательной разновидности. Например, идти – ‘передвигаться, по суше, без вспомогательных средств’ и ехать - ‘передвигаться, по суше, с вспомогательными средствами’. Здесь дифференциальный признак - с вспомогательными средствами -без вспомогательных средств. Кроме дифференциальных признаков, в системе всегда существу­ют еще и интегральные признаки. Образно говоря, дифференциальные признаки отличают один элемент от другого и очерчиваютего место в системе, а интегральные как бы наполняют это место изнутри и создают каждый элемент в отдельности как таковой. В нашем примере интегральные признаки – это с вспомогательными средствами -без вспомогательных средств, под признаком с вспомогательными средствами скрывается признак на колесах, под признаком без вспомогательных средств скрывается признак ногами.

В грамматике. Примером оппозиций в грамматике служит падежная система русского языка. Для отчетливости русские падежи разобьем на три группы: 1) родительный — Р, 2) именительный — И, винительный — В, 3) дательный — Д, творительный — Т, предложный – П. Рассмотрим прежде отношения падежей в пределах каждой группы. 1) Р, будучи единственным падежом в сво­ей группе, естественно, не вступает ни в какие отношения. 2) И и В могут совпадать по форме и в этом случае вступают в отношения омонимии — одна форма при двух разных значениях, например, Стол шатается (И), Сломали стол (В). 3) Что касается третьей группы, то Т, благодаря своим резко отличным формальным показателям, не совпадает по форме с другими падежами, а Д и П. могут совпадать по форме, и тогда между ними имеет место синонимия — гулять по лесу (Д), гулять в лесу (П) либо, в других случаях, омонимия — мне (Д), обо мне (П).

Отношения между падежами различных групп иные. Синонимия здесь, как правило, не имеет места. Омонимия встречается нередко, но не является полной — совпадающие формы различаются ударе­нием, например, на двери (П), ручка двери (Р), резко различной соче­таемостью с предлогами и т. д. Самые интересные отношения существуют между И, В, с одной стороны, и Р — с другой. Совпадение Р то с И, то с В является главным средством выражения категории одушевленности. Кроме этого, обнаруживается специфическая тенденция: суще­ствительные, имеющие ненулевое окончание в И ед. ч. (жен-а, воевод-а, окн-о), имеют нулевое окончание в Р мн. ч. (жен, воевод, окон), и наоборот: существительные, имеющие нулевую флексию в И ед. ч. (мышь, мать, стол), обладают ненулевой флексией в Р мн. ч, (мыш-ей, матер-ей, стол-ов). Имеются также пары разных слов, различающихся внешне только таким противопоставлением: И ед. ч. прищепка — прищепок, Р мн. ч. прищепок — прищепков, также жу′чка — жучо′к, прикладка ~ прикладок и т. п. Подобные отноше­ния называются асимметричной или зеркальной омонимией. Асимметричная омонимия легко может стать формой какой-либо частной для данного языка грамматической категории, так как она содержит в себе все необходимые материальные противопоставления – оппозиции. В целом, идя от фонетики к грамматике, было выяснено, что морфемы несут в себе возможность разнообразных симметричных и асимметричных оппозиций, которые становятся формой грамматических категорий, как только в системе языка им придается грамматическое значение.

В фонетике. Учение Н. С. Трубецкого о фонеме: языковые единицы – фонемы – образуют систему, и весь инструмент, необходимый и достаточный для их описания, - это понятия противопоставления, или оппозиции, и дифференциального признака. Прежде всего все звуковые противопоставления делятся на два типа: фонологические (смыслоразличительные) и нефонологические. Фонологическую оппозицию образуют любые звуковые единицы, при условии, что их противоположение связано в нашем сознании с разным значением.

Любые две фонемы одного языка, сопоставленные друг с другом, образуют оппозицию фонем. Сравнение фонем в оппозициях производится на основании фонетических черт тех звукотипов, которыми реализуются фонемы. Эти фонетические черты — то же самое, что признаки классификации звуков. У фонем, составляющих оппозицию, общие признаки – это черты синонимии фонем, и эти черты образуют основание оппозиции, а различные признаки — черты антонимии фонем, образующие противопоставление. Совокупность фонем каждого языка образует структуру. Поэтому признаки, по которым одна фонема противопоставлена всем другим фонемам данного языка, являются дифференциальными признаками фонемы. Между тем без этих признаков могла бы существовать фонема как абстрактный знак, но не мог бы существовать звук речи, воплощающий эту фонему. Такие признаки называют интегральными признаками фонемы. Интегральные признаки

не входят в фонологическое содержание фонемы. Структура фонемного состава создается многими видами оппозиций, различными как по качеству (составу признаков), так и по количеству охватываемых фонем (оппозиции двух фонем, трех фонем и т. д.). Но все они сводимы кэлементарной – парной (бинарной) оппозиции антонимо-синонимического характера.

Классификация оппозиций.

Н. С. Трубецкому принадлежит также опыт всесторонней клас­сификации фонологических оппозиций. 1) В частности, смотря по тому, какие отношения существуют между членами оппозиций, последние делятся на три вида:

а) привативные, т. е. такие, в которых один член оппозиции («маркированный») характеризуется наличием определенного при­знака, авторой член («немаркированный») отличается от первого только отсутствием этого признака. В качестве примера привативной оппозиции можно рассматривать противопоставление звонких и глу­хих согласных;

б) градуальные(ступенчатые). В этом случае члены оппозиции характеризуются различной степенью проявления одного и того же признака. Например, в славянских языках гласные <о> и <у> раз­личаются по степени подъема языка и по степени огубленности;

в) эквивалентные (равнозначные). Здесь оба члена оппозиции «маркированы». Но эти положительные признаки у обоих членов самостоятельны и различны. Например, по месту образования <п> — губная согласная, а <к> — заднеязычная.

2) по повторяемости дифференциальных признаков :

– пропорциональные (различительные признаки, характерные для членов данной оппозиции, встречаются и в других оппозициях). Сами оппозиции можно представить в виде уравнений (пропорций): p-b = t-d = k-g.

- изолированные (различительные признаки, характерные для данной оппозиции, не встречаются в других оппозициях в пределах данной фонологической системы): p-sch (многомерная изолированная), r-l (одномерная изолированная).

3) по числу членов: - бинарные(два члена); - тернарные

4) по числу дифференциальных признаков: - чистые (по одному дифференциальному признаку различаются члены оппозиции); - смешанные

Наши рекомендации