Этапы реализации стратегии. Этапизация процесса реализации стратегии базируется на концепции «трех горизонтов»
Этапизация процесса реализации стратегии базируется на концепции «трех горизонтов». На каждом этапе приоритеты должны иметь те задачи, которые относятся к данному горизонту, т.е. на первом этапе (2016 – 2018 годы) – краткосрочные цели и задачи, на втором этапе (2019 – 2025 годы) – среднесрочные; на третьем этапе (2025 – 2030 годы) – долгосрочные. Однако часть ресурсов на каждом этапе необходимо направлять на реализацию программ и проектов, относящихся к другим горизонтам. В этом заключается ключевой принцип успешной реализации концепции «трех горизонтов» в реализации стратегии развития Волгограда.
Горизонт развития Волгограда включает три этапа, выделенных по критерию временного диапазона:
I этап (2016 – 2018) – в этом периоде Волгоград развивается по аккумуляционному вектору. Основное позиционирование Волгограда в рамках этого горизонта – «город, удобный для жизни, административный и туристический центр». Ключевым событием в рамках этого горизонта является подготовка к проведению ЧМ-2018, тем более что данный процесс будет вовлекать значительную часть ресурсов и оказывать существенную нагрузку на бюджет города и области. Важно максимально использовать потенциал ЧМ-2018 для модернизации инфраструктуры Волгограда, развития туристической и сервисной индустрии, повышения уровня удобства и благоустройства городской среды, мощного продвижения имиджа города в национальном и особенно международном масштабах, улучшения инвестиционного климата. В рамках данного этапа создаются необходимые условия для эффективного использования уже имеющихся конкурентных преимуществ, формирования позитивного имиджа Волгограда и благоприятного инвестиционного климата.
На этом этапе ожидается интенсификация темпов и качества социально-экономического развития на основе целевого освоения бюджетных средств на подготовку к проведению ЧМ-2018, модернизация транспортной и городской инфраструктуры, повышение уровня комфортности и удобства территории города, активизация привлечения инвестиционных ресурсов, стимулирование занятости в малом и микробизнесе, преодоление напряженности на рынке образовательных услуг, распространение здорового образа жизни, улучшение экологической ситуации.
II этап (2019 – 2025) – в этом периоде Волгоград развивается по трансформационному вектору. Ожидается качественное улучшение инвестиционного и инновационного климата города, формирование высокотехнологичных промышленных кластеров с участием малого и среднего бизнеса, расширение профиля специализации городской экономики за счет опережающего развития постиндустриального сектора (образование, культура, спорт, туризм, сфера услуг, индустрия развлечений и др.), рост деловой и социальной активности, реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов развития города, развитие международного и межрегионального сотрудничества для укрепления положительного имиджа Волгограда внутри страны и зарубежом. Основное позиционирование Волгограда в рамках этого горизонта – «Модернизация промышленности, центр внедрения инноваций и инвестиций, площадка общественной дипломатии».
На втором этапе модернизированная городская инфраструктура и потенциал малого и среднего бизнеса будут основой качественного изменения облика города и создания среды с высоким качеством жизни. На данном этапе ожидается завершение модернизации инфраструктурных секторов, становление системы развития человеческого капитала и осуществление ресурсоемких мероприятий для реализации стратегических целей и задач стратегии. Огромное значение для данного этапа имеет эффективное использование созданной инфраструктуры к ЧМ-2018 в режиме наследия. Планируется проведение такого значительного мероприятия, как Волгоградский Международный форум мира.
III этап (2025 – 2030) – этот этап подразумевает эволюционный вектор развития Волгограда. Ключевое направление позиционирования Волгограда в рамках данного горизонта – «Большой Волгоград – постиндустриальный инновационный центр, территория гостеприимства и комфортного проживания». Реализация кластерной политики позволит интенсифицировать сетевые взаимодействия между «ядром» агломерации и тяготеющими к нему хозяйственными комплексами периферийных территорий. Будет происходить изменение структуры экономики, эволюционный сдвиг от доминирования промышленности (добывающих и обрабатывающих производств) к росту инновационного бизнеса и активному развитию сферы услуг (транспорт и логистика, связь, торговля, туризм, финансы и др.).
Дорожная карта реализации стратегии по основным этапам (2016 – 2030 годы) представлена ниже на рисунке 33.
Рис. 33. Дорожная карта реализации стратегии по основным этапам 2016 – 2030 годы