Этапы и сроки реализации Стратегии

Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в два этапа:

первый этап – 20062007 годы;

второй этап – 2008-2010 годы.

В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий:

Первый этап (2006-2007 годы) Второй этап (2008-2010 годы) Третий этап[4] (2011-2015 годы)
Основные цели
Развитие среды «генерации знаний», в первую очередь опережающее развитие фундаментальной науки. Повышение восприимчивости корпоративного сектора экономики к технологическим инновациям. Ускоренная «достройка» отдельных элементов инновационной инфраструктуры, гармонизация институтов в сфере инноваций с международными принципами. Активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике. Формирование «технологических коридоров», обеспечивающих целостный инновационный цикл. Создание в основном современной целостной инновационной системы. Масштабирование технологических коридоров. Развитие технологической способности компаний, укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний. Развитие современной целостной инновационной системы.
Основной маневр в управлении ресурсами
§ Сокращается в абсолютном и относительном выражении финансирование НИОКР по направлениям, не отнесенным к «технологическим коридорам», при этом опережающими темпами возрастает финансирование фундаментальных исследований. § Опережающий рост финансирования академического сектора науки, существенное повышение заработной платы научных работников. § Оптимизация программных расходов (увеличение длительности и объемов контрактов по НИОКР в рамках закупок для государственных нужд). § Государственная поддержка инновационных проектов смещается на ранние стадии их реализации. § Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам. § Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. § Концентрация ресурсов в сфере научно-технического сотрудничества на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков. § Консолидация программных бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ технологического профиля. § Рост частного софинансирования научных разработок на основе механизмов частно-государственного партнерства в рамках «технологических коридоров». § Существенное увеличение бюджетных расходов на развитие отдельных элементов инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры. § Рост бюджетных расходов по расширению технологических коридоров при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования. § Увеличение доли частных и смешанных фондов поддержки научно-технической деятельности в финансировании сектора исследований и разработок. § Существенное перераспределение расходов по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры от государства к частному бизнесу, выход государства из части элементов инновационной инфраструктуры.


В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие основные группы мероприятий:

Основные группы мероприятий
на первом этапе (2006-2007 годы) на втором этапе (2008-2010 годы)
1.1. Повышение результативности среды « генерации знаний» Развитие системы определения и реализации приоритетных направлений проведения исследований, обеспечивающей реальную концентрацию ресурсов, иерархию направлений, включение приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса, власти. Реформирование научных организаций; инвентаризация их имущественного комплекса, включая права на результаты интеллектуальной деятельности; регистрация прав научных организаций на ранее полученные результаты интеллектуальной деятельности. Формирование крупных научно-исследовательских центров («национальных лабораторий»), содействие выявлению и развитию «центров превосходства», институциональная концентрация расходов по НИОКР. Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований, а также системы мониторинга и оценки результативности научных организаций. 1.2. Повышение капитализации научных организаций и вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности Принципиальное повышение качества и результативности системы защиты прав на интеллектуальную собственность. Передача государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, научным организациям, малым инновационным фирмам. Государственная поддержка патентования научными организациями результатов интеллектуальной деятельности. Создание с участием государства фондов «посевного» финансирования. 1.3. Смягчение проблемы дефицита молодых научных кадров и реализация «мягких» форм интеграции научной и образовательной деятельности Предоставление исследовательских грантов молодым ученым. Развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов. Развитие системы научно-образовательных центров при крупных ВУЗах. 1.4. Стимулирование технологического перевооружения в корпоративном секторе Введение сверхускоренной амортизации (списания на себестоимость 30-40% затрат после приобретения нового оборудования). Снижение пошлин по импорту компаниями передового оборудования и технологий. Содействие в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в корпорациях. 1.5. Формирование благоприятных условий для расширения международной технологической интеграции Совершенствование таможенного законодательства в интересах расширения использования компаниями различных режимов ввоза передовых технологий. Развитие системы технических регламентов и гармонизация их с международными. Либерализация рынков капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов при обеспечении необходимых требований национальной безопасности. 2.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере Обеспечение системного влияния государства на формирование долгосрочного перспективного инновационного спроса в корпоративном секторе. Формирование и реализация 4-6 крупных федеральных целевых программ технологического профиля. Расширение практики формирования и реализации мегапроектов при смещении акцентов на предметно-ориентированные проекты для определения перспективных технологических коридоров. 2.2. Стимулирование корпоративного сектора к финансированию НИОКР, содействие развитию внутрикорпоративного научного сектора и технологического аутсорсинга Списание на себестоимость затрат компаний по «задельным» НИОКР; увеличение норм списания затрат на НИОКР при условии патентования результатов; введение приростной налоговой льготы по НИОКР. Государственное софинансирование проектов НИОКР, проводимых крупными частными компаниями в сотрудничестве с ВУЗами и научными организациями. Определение требований к компаниям по заключению субконтрактов с небольшими инновационными фирмами при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд. 2.3. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение воспроизводства в секторе исследований и разработок Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам. Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам. Содействие реализации «жестких» форм интеграции научной и образовательной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов (исследовательских университетов). 2.4. Интеграция и позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике Развитие научно-технического взаимодействия в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров. Активное позиционирование сектора исследований и разработок в рамках 7-й Рамочной программы ЕС. Расширение практики государственного софинансирования реализации тех донорских научных программ, которые в целом усиливают международные позиции российских научных организаций. 2.5. Развитие инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры Существенное расширение системы региональных венчурных фондов, капитализируемых Венчурным инвестиционным фондом; содействие формированию фондового рынка высокотехнологичных компаний (создание «бирж высоких технологий»). Содействие (в том числе имущественная поддержка) созданию технопарков и бизнес-инкубаторов при крупных ВУЗах и научных организациях. Государственная поддержка формирования инфраструктуры технико-внедренческих зон.

В рамках Стратегии определена следующая последовательность реализации основных мероприятий:

Этапы и сроки реализации Стратегии - student2.ru

Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности целевых федеральных и ведомственных программ.

На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:

ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы;

ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы;

программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;

программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

Федеральной программы развития образования.

В последующем в 2006-2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих целевых федеральных и ведомственных программ:

Наименование целевой программы Основное содержание Тип целевой программы Начало реализации программы
Приоритетная поддержка фундаментальных исследований Конкурсное финансирование фундаментальных исследований мирового уровня, проводимых организациями РАН ведомственная 2006-2007 гг.
Исследовательские университеты Формирование и поддержка деятельности исследовательских университетов в интересах институциональной интеграции научной и образовательной деятельности ведомственная 2006-2007 гг.
       
Научно-технологическая база России Ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития и «достройка» необходимых элементов инновационной инфраструктуры федеральная 2007 г.
Технологии военного и двойного назначения Развитие трансфера технологий между военным и гражданским секторами федеральная 2007-2008 гг.

Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации отраслевых целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке технологий военного и двойного назначения, кадровая основа – в рамках Федеральной программы развития образования, субъектная основа - в рамках ведомственных программ по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.

Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) отраслевых федеральных целевых программ технологического профиля определены следующие:

Отраслевая направленность целевой программы Характер целевой программы Начало реализации программы
Развитие российской авиатехники Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг.
Освоение и использование космического пространства Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг.
Развитие российской отрасли ИТ Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг.
Развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг Новая программа 2007-2008 гг.
Разработка и производство оптоэлектронных устройств Новая программа 2007-2008 гг.
Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения Новая программа 2008-2009 гг.
Разработка и производство высокотехнологичных материалов Новая программа 2008-2009 гг.

Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:

реструктуризация государственного сектора исследований и разработок и повышение его результативности; реформирование академий, имеющих государственный статус, формирование «национальных лабораторий», создание исследовательских университетов;

формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса;

«достройка» ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);

проработка возможных прорывных направлений в рамках национальных приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;

разработка отраслевых целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.

Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:

создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;

создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором и встроенной в глобальную инновационную систему;

технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.


Наши рекомендации