V. Этапы реализации Стратегии

Первый этап реализации Стратегии (2013 - 2014 годы) нацелен на создание необходимых институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы Российской Федерации на качественно новый уровень развития.

Второй этап реализации Стратегии (2015 - 2020 годы) предполагает дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации. В рамках этого этапа будет продолжено развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры, создание новой технологической базы, а также развитие социальной сферы таможенных органов.

8.​ Методологические подходы к решению проблем управления: процессный, системный, ситуационный, целостно-эволюционный подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию

взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций - бизнес-процессов. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Процессный подход существенно меняет логику организации и механизм управления. Если, например, применительно к таможенной системе функции можно представить как некие "полосы", которые "разрезают" ее сверху донизу, то процессы "разрезают" таможенную систему поперек, пересекая границы функциональных подразделений. Такой подход обеспечивает разрушение барьеров между подразделениями. Управление процессами освобождает высшее руководство от рутины оперативного управления, позволяя ему сосредоточиться на стратегических вопросах. Это несомненный плюс процессного подхода.

При таком подходе таможенная система рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. При этом:

• каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей;

• создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах;

• определение границ любого процесса, а также поставщиков и потребителей позволяет обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;

• при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск субоптимизации;

• при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс, удается избежать распределения ответственности по фрагментам;

• управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля времени выполнения работ и ресурсов.

Системный подход характеризует таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность как характеристика системы проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам.

Системный подход отвечает на вопрос: как мы строим систему! Он способствует адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке эффективной стратегии их решения.

Основные положения системного подхода:

• любой объект (например, таможенная система или бизнес-процесс) - это открытая система, активновзаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

• эффективность системы определяется не только ее системными качествами, но и условиями

окружающей среды;

• элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и развитии.

Преимущество подхода - в уменьшении риска (ошибок, неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода - необходимость тщательной подготовки, предшествующей непосредственной разработке системы.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией. Поскольку имеется большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный, подход это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции ее целостности в условиях изменений.

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле, на любом уровне ее представления: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг - конечном результате деятельности. Роль интегратора выполняет целостно-эволюционный подход. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом.

11.​ Таможенное дело - открытая, динамично развивающаяся система.

Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела является то, что оно содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором – о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля.

V. Этапы реализации Стратегии - student2.ru

Вообще, Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления – субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.

Таможенное дело, как объект управления – это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом – это управление данными объектами.

Субъекты управления таможенным делом выстраиваются в соответствующей иерархии. Например, начиная с государственного уровня: президент, исполнительные, законодательные и судебные органы власти России; ЦА ФТС России; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные подразделения таможенных органов России.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело, как субъект управления – это система управления сферой ВЭД, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу – объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире – это система таможенного администрирования (СТА).

С позиции теории систем управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты.

Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия разви­тию торговой деятельности.

Стратегической целью развития таможенных органов является повышение уровня экономической безопасности РФ, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Перспектива развития ФТС России определяет и существенные изменения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях таможенной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традиционными процедурами таможенного регулирования и контроля, формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с государственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.

Сегодня разработаны и введены в действие новые формы грузовой и транзитной таможенных деклараций, гармонизированные с документами, принимаемыми в странах Европейского союза. Внедряются система предварительного информирования таможенных органов и технология электронных способов обмена информацией с участниками внешнеэкономической деятельности, таможенный аудит. В ближайшее десятилетие будут реализованы требования Рамочных стандартов безопасности и обеспечения мировой торговли, протоколов Киотской конвенции, программные положения Концепции развития таможенных органов России до 2010 г. и других органических институтообразуюших решений.

В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня под­готовки специалиста по таможенному делу.

12.​ Интегративная модель управления.

В условиях происходящих изменений в экономической модели во все большем числе конкретных направлений деятельности государственной службы требуются нестандартные решения, постоянно возникают новые задачи. Традиционная бюрократическая модель становится неэффективной, является преградой на пути экономического развития. Практически отсутствует адекватная эффективная обратная связь, что принципиально разрывает логическую цепь управления, разрушает его структуру и процесс. Он становится однонаправленным, исчезает конструктивное взаимодействие между объектом и субъектом. Все это диктует условия трансформации традиционной модели управления в государственной службе, необходимость интеграции модели классического администрирования и маркетинговой модели управления.

Именно их сочетание позволяет наиболее последовательно использовать технологии маркетинг - менеджмента в государственном управлении. В рамках интегративной модели может быть наиболее адекватно выстроен канал обратной связи, реализована концепция государственных услуг.

Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться интегративной, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. В связи с этим человек все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба постепенно превращается в сферу специфических услуг.

Для современных и перспективных технологий успешного менеджмента характерны: · инновационность; · инвестиции в человеческий капитал; · «командные» технологии менеджмента; · ориентация на цели и миссию (вместо ориентации на правила и процедуры); · ориентация на результат.

Инновационностьстановится ключевой характеристикой успешного менеджмента в государственной службе. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд - гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку нового или совершенствование старого «продукта».

Инвестиции в человеческий капитал - это новый подход к управлению в государственной службе. Он предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости.

«Командные» технологии менеджмента. Общая тенденция развития менеджмента в последние годы - предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием.

Ориентация на результат. Новый подход менеджмента в государственной службе переносит основное внимание на измерение и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.

Контроль со стороны потребителей. В процессе становления интегративной модели управления в государственной службе видоизменяются процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны потребителей услуг государственной службы, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.

Наиболее яркими примерами успешного использования в государственной службе приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время стали системный анализ, маркетинг, стратегическое планирование, управление развитием, инновационный менеджмент.

Системный анализ преимуществ, слабых сторон, возможностей и угроз той или иной организации - мощный инструмент стратегического управления, который приносит реальную пользу государственной службе.

Маркетинг - одна из наиболее действенных концепций современного менеджмента, ориентирующая всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках территориального, прежде всего, регионального маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.

Стратегическое планирование можно успешно использовать при осуществлении в ходе управления масштабными инфраструктурными проектами. Формирование и закрепление целей деятельности государственных организаций могут принести много пользы, особенно если эти цели удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости.

Наши рекомендации