Этапы и сроки реализации Стратегии

Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа:

первый этап – 2006-2007 годы;

второй этап – 2008-2010 годы

третий этап – 2011-2015 годы.

В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий:

Первый этап (2006-2007 годы) Второй этап (2008-2010 годы) Третий этап (2011-2015 годы)
Основные цели
Развитие сектора исследований и разработок, в первую очередь опережающее развитие фундаментальной науки. Повышение восприимчивости предпринимательского сектора к технологическим инновациям. Ускоренная «достройка» отдельных элементов инновационной инфраструктуры, гармонизация институтов в сфере инноваций с международными принципами. Активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике. Реализация крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития Создание эффективной целостной инновационной системы. Устойчивое и сбалансированное развитие сектора исследований и разработок, обеспечивающее расширенное воспроизводство знаний Масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития. Развитие технологической способности российских компаний, укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний. Динамичное развитие современной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
Основной маневр в управлении ресурсами
§ Сокращается в абсолютном и относительном выражении финансирование НИОКР по направлениям, не отнесенным к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетам технологического развития, при этом опережающими темпами возрастает финансирование фундаментальных исследований. § Опережающий рост финансирования академического сектора науки, существенное повышение заработной платы научных работников. § Оптимизация программных расходов (увеличение длительности и объемов контрактов по НИОКР в рамках закупок для государственных нужд). § Государственная поддержка инновационных проектов смещается на ранние стадии их реализации. § Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам. § Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. § Концентрация ресурсов в сфере научно-технического сотрудничества на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков. § Консолидация программных бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ технологического профиля. § Рост частного софинансирования научных разработок на основе механизмов частно-государственного партнерства в рамках реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития. § Существенное увеличение бюджетных расходов на развитие отдельных элементов инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры. § Увеличение бюджетных расходов на развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов § Рост бюджетных расходов по реализации крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования. § Увеличение бюджетных расходов по формированию крупных объектов научной инфраструктуры. § Увеличение доли частных и смешанных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в финансировании сектора исследований и разработок, расширение финансирования науки за счет зарубежных научных фондов, в рамках международных научно-технических программ. § Рост частных инвестиций в научную и инновационную сферу. § Существенное перераспределение расходов по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры от государства к частному бизнесу, выход государства из части элементов инновационной инфраструктуры.  


В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие основные группы мероприятий:

Группы мероприятий, специфические для этапа
на первом этапе (2006-2007 годы) на втором этапе (2008-2010 годы) на третьем этапе[20] (2011-2015 годы)
1.1. Повышение результативности сектора исследований и разработок Развитие системы определения и реализации приоритетных направлений проведения исследований, обеспечивающей реальную концентрацию ресурсов, иерархию направлений, включая приоритеты в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса, власти в определении приоритетов. Инвентаризация имущественных комплексов научных организаций, включая права на результаты интеллектуальной деятельности. Совершенствование механизмов реформирования и приватизации государственных научных организаций, создание необходимой нормативной базы для оптимизации организационно-правовых форм таких организаций. Развитие системы ГНЦ, создание условий для организации и функционирования крупных научно-исследовательских центров («национальных лабораторий»), институциональная концентрация расходов по НИОКР. Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований, а также системы мониторинга и оценки результативности научных организаций. 1.2. Повышение капитализации научных организаций и вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности Принципиальное повышение качества и результативности системы охраны прав на результаты исследований и разработок. Передача государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, научным организациям, малым инновационным фирмам. Поддержка патентования государственными научными и образовательными организациями результатов интеллектуальной деятельности. Создание с участием государства фондов «посевного» финансирования. 1.3. Смягчение проблемы дефицита молодых научных кадров и реализация «мягких» форм интеграции научной и образовательной деятельности Предоставление исследовательских грантов молодым ученым. Развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов. Развитие системы научно-образовательных центров при крупных вузах. 1.4. Стимулирование технологического перевооружения в предпринимательском секторе Снижение пошлин по импорту компаниями передового оборудования и технологий. Налоговое стимулирование, в частности, освобождение от обложения НДС выполнения любых НИОКР и ввоза необходимого для этого технологического оборудования. Содействие в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в корпорациях. 1.5. Формирование благоприятных условий для расширения международной технологической интеграции Совершенствование таможенного законодательства в интересах расширения использования компаниями различных режимов ввоза передовых технологий. Развитие системы технических регламентов и гармонизация их с международными. Либерализация рынков капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов при обеспечении необходимых требований национальной безопасности. 2.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере Государственная поддержка формирования долгосрочного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе. Формирование и реализация 4-6 крупных федеральных целевых программ технологического профиля. Расширение практики формирования и реализации мегапроектов при смещении акцентов на предметно-ориентированные проекты для определения перспективных направлений технологического развития. 2.2. Стимулирование предпринимательского сектора к финансированию НИОКР, содействие развитию внутрикорпоративного научного сектора и технологического аутсорсинга Государственное софинансирование проектов НИОКР, проводимых крупными частными компаниями в сотрудничестве с вузами и научными организациями. Определение требований к компаниям по заключению субконтрактов с небольшими инновационными фирмами при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд. 2.3. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение воспроизводства в секторе исследований и разработок Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам. Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам. Реформирования государственных научных организаций и изменение их организационно-правовых форм в целях расширения возможностей привлечения внебюджетного финансирования. Содействие реализации «жестких» форм интеграции научной и образовательной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, в том числе «исследовательских университетов». 2.4. Интеграция и позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике Развитие научно-технического взаимодействия в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров. Активное позиционирование сектора исследований и разработок в рамках 7-й Рамочной программы ЕС. Расширение практики государственного софинансирования реализации тех донорских научных программ, которые в целом усиливают международные позиции российских научных организаций. 2.5. Содействие формированию «центров превосходства» в научно-технической сфере Формирование сети «национальных лабораторий» по прорывным направлениям технологического развития, выступающих в качестве научных координаторов по проводимым за счет средств федерального бюджета НИОКР. Содействие формированию и развитию отраслевых научно-технологических «центров превосходства» (в том числе на основе ГНЦ и «исследовательских университетов»), обеспечивающих разработку передовых коммерческих технологий и содействующих их распространению в отраслях экономики. 2.6. Развитие инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры Существенное расширение системы региональных венчурных фондов, капитализируемых Венчурным инвестиционным фондом; содействие формированию фондового рынка высокотехнологичных компаний. Содействие (в том числе имущественная поддержка) созданию технопарков и бизнес-инкубаторов при крупных вузах и научных организациях. Государственная поддержка формирования инфраструктуры технико-внедренческих зон. Поддержка формирования региональных инновационных кластеров. 3.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в научной и инновационной сферах Формирование условий и стимулов для спонсирования частным бизнесом социально-значимых фундаментальных исследований. Расширение участия частного бизнеса в формировании и софинансировании деятельности фондов поддержки науки и инноваций. Стимулирование расширения участия бизнеса в развитии инновационной инфраструктуры. 3.2. Реализация прорывных направлений технологического развития и распространения передовых технологий в экономике. Формирование и развитие новых механизмов комплексирования НИОКР, проводимых различными ведомствами, и их программно-целевой координации с применением различных механизмов бюджетного финансирования. Реализация крупных межведомственных междисциплинарных технологических проектов, ориентированных на широкое распространение технологий в экономике и определяющих переход к новым технологическим укладам. Реализация крупных научно-технических программ с опорой на научную координацию со стороны национальных лабораторий. 3.3. Привлечение частных и зарубежных инвестиций в сектор исследований и разработок Проведение приватизаций части государственных научных организаций в целях привлечения стратегических инвесторов и обеспечения долгосрочного развития при обязательном условии сохранения научного профиля. Содействие формированию устойчивых научно-производственных комплексов. Формирование условий и стимулов для привлечения зарубежных инвестиций в интересах развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.   3.4. Развитие научной инфраструктуры Формирование крупных объектов научной инфраструктуры и содействие формированию научных и инновационных кластеров на основе таких объектов. Развитие деятельности ресурсных фондов поддержки научной деятельности. Формирование и поддержка «институтов развития» в научно-технической сфере. 3.5. Развитие рынков интеллектуальных активов и технологий, а также фондового рынка высокотехнологичных компаний. Стимулирование процессов передачи прав на результаты научно-технической деятельности в интересах расширения трансфера результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета. Развитие механизмов трансфера результатов НИОКР гражданского, двойного и военного назначения. Стимулирование капитализации интеллектуальных активов в научно-технологических организациях. Содействие развитию «бирж высоких технологий».

Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.

На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:

ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы;

ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы;

программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;

программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

программ Российского фонда технологического развития;

Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В последующем в 2006-2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и ведомственных целевых программ:

Наименование целевой программы Основное содержание Тип целевой программы Начало реализации программы
Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы) Конкурсное финансирование научных исследований подведомственных Рособразованию вузов и научных организаций ведомственная 2006 г.
Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня   Конкурсное финансирование фундаментальных исследований мирового уровня, проводимых организациями РАН ведомственная 2007 г.
Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России на 2007-2009 годы Конкурсное финансирование фундаментальных исследований высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности ведомственная 2007 г.
Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы Поддержка и развитие существующих уникальных научно-технических объектов и приборной базы науки, проведение научных исследований с использованием их технической и кадровой базы   ведомственная 2007 г.
Научно-технологическая база России Ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетами технологического развития и «достройка» необходимых элементов инновационной инфраструктуры федеральная 2007 г.
Трансфер двойных технологий Развитие трансфера технологий между военным и гражданским секторами федеральная 2008 г.

Формирование названных федеральных целевых программ должно осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №594, ведомственных целевых программ – в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 г. №239.

Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке двойных технологий, кадровая основа – в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.

Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля определены[21]:

Отраслевая направленность целевой программы Характер целевой программы Начало реализации программы
Развитие российской авиатехники Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг.
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006 г.
Развитие российской отрасли ИТ Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг.
Развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг Новая программа 2007-2008 гг.
Разработка и производство оптоэлектронных устройств Новая программа 2007-2008 гг.
Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения Новая программа 2007-2008 гг.
Разработка и производство высокотехнологичных материалов Новая программа 2007-2008 гг.

В перспективе может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля также в сферах использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий.

Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:

повышение эффективности и результативности государственного сектора исследований и разработок; реформирование РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, развитие системы государственных научных центров;

формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса;

«достройка» ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);

проработка возможных прорывных направлений в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;

разработка целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.

Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:

модификация состава и структуры государственного сектора науки, оптимизация используемых организационно-правовых форм;

создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике;

формирование и развитие «центров превосходства» в научной сфере, сети национальных лабораторий, исследовательских университетов;

создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором;

технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.

Основные ожидаемые результаты реализации третьего этапа Стратегии:

достижение уровня научных исследований, соответствующих целям инновационного развития экономики;

масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития;

динамичное развитие и укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний;

масштабное привлечение частных и зарубежных инвестиций в российский сектор исследований и разработок;

формирование системного спроса на результаты исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора;

динамичное сбалансированное развитие национальной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

Наши рекомендации