Функции стандартизации в современном мире

Значение стандартизации в современном мире трудно переоценить. Оно вытекает из тех процессов в экономике и общественной жизни, которые характерны для конца XX – начала XXI вв. и подтверждается рядом факторов.

Первый среди них – глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ государств на пути свободного перемещения капитала, производств, технологий, товаров, людей, идей и информации туда, где для них складываются наиболее благоприятные условия, способствующие более эффективному разделению труда в целом по мировому сообществу.

Что наша жизнь – одни стандарты! - Выявлена тенденция к существенному возрастанию роли стандартизации в жизни мирового сообщества как инструмента систематики и приведения к единому формализованному описанию экономики и социальной сферы общества в новых условиях их глобализации.

Делай как я! - Не менее важным является второй фактор – ускорение научно-технического прогресса, стремительное развитие прогрессивных отраслей и сфер деятельности, например, информационных и коммуникационных технологий, ракетно-космической техники, биотехнологии. С этим тесно связано использование высоких технологий для сокращения цикла проектирования и изготовления продукции, обеспечение оптимального соотношения между качеством, стоимостью и временем изготовления продукции.

Наконец, третий фактор – необходимость усиления внимания к охране окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. Человечество, пока еще во многом теоретически, осознало опасность апокалипсиса из-за неразумного, порою варварского отношения к среде проживания. Кроме того, эта проблема выходит на комплекс задач обеспечения приемлемого качества жизни.

Перечисленные факторы значительно повлияли на перестройку деятельности международной, региональных и национальных систем стандартизации. Как идеал, выдвинут принцип: "Единый стандарт, одно испытание, признанные повсюду".

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции. В условиях рыночных отношений эти функции можно сгруппировать по конечному эффекту от стандартизации в три большие группы: экономическую, социальную и коммуникативную.

1.Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставление характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня технической конкурентоспособности товара. Стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством и обеспечивает возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Однако есть и другая сторона стандартизации технологического процесса: постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

2. Социальная функция стандартизации заключается в том, что в стандарты включают и достигают в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта. Это могут быть требования и правила по обеспечению безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, по объединению усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Таким образом, реализация социальной функции нормативного документа позволяет достигнуть следующих целей: 1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2) безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф; 3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

3. Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Обеспечение общения и взаимодействия людей, в частности специалистов, производится путём личного обмена или путём использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и прочих) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. Так как коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией, следовательно, нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства, документооборота и т.п.

Уровни стандартизации

Стандартизация осуществляется на разных уровнях в зависимости от того, участники какого экономического, политического, географического региона мира разрабатывают и утверждают нормативные документы. Уровни подразделяются на международный, региональный, межгосударственный, национальный и уровень организаций.

В международной стандартизации участвуют органы по стандартизации всех стран.

Она осуществляется, например, в рамках ISO (ИСО) – международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии IEC (МЭК), Всемирной организации здравоохранения при ООН (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединённых наций (ФАО), Международной организации гражданской авиации, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ). и др.

ИСО, например, охватывает национальные организации по стандартизации свыше 130 стран мирового сообщества, в ней функционирует свыше 200 технических комитетов. Парк стандартов ИСО составляет 12 тыс. единиц, МЭК – 3 тыс. Стандарты ИСО серии 9000 на системы качества применяются в 160 странах мира. На их соответствие сертифицировано около 500 тыс. систем качества юридических лиц.

Россия – индустриально развитая страна с большими традициями и достижениями в области стандартизации, страна, которая в 1946 г. была одним из учредителей Международной организации по стандартизации (ИСО), с 1913 г. участвует в деятельности другой крупнейшей международной организации по стандартизации – МЭК (Международная электротехническая комиссия).

ISO 9001:2000 Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования)

ИСО/МЭК 17025:2005 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

В региональной стандартизации участвуют органы по стандартизации только одного географического или экономического региона мира.

Общепризнанная региональная организация по стандартизации - Европейский комитет по стандартизации (СЕН, EN). Арабской организации по стандартизации и метрологии, Панамериканского комитета стандартов, Европейской экономической комиссии.

EN 45014 Общие требования к Декларации поставщика о соответствии

ЕН ИСО 3171 Нефтяные жидкости. Автоматический отбор проб из трубопроводов

Межгосударственная стандартизация –это региональнаястандартизация, проводимая на уровне государств – членов Содружества Независимых Государств (СНГ).

Национальная стандартизация –стандартизация, проводимая на уровне одной конкретной страны, например, США:

АСТМ Д 4929-99 Стандартный метод определения органических хлоридов, содержащихся в сырой нефти

У одних стран мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в республике Куба), в других - негосударственными организациями (в Германии, Великобритании, Франции, Финляндии).

Российская национальная стандартизация До 2003 года стандартизация в России проводилась на федеральном уровне в соответствии с законодательством РФ, в рамках Государственной системы стандартизации РФ, теперь она носит название Национальной системы стандартизации РФ.

Национальная система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Российская национальная стандартизация (ГОСТР 1.12-2004): Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Примечания

1 Главным образом эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

2 Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению; устранение барьеров в торговле; содействие научно-техническому сотрудничеству; обеспечение единства измерений и достижение иных целей стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности; содействие соблюдению требований технических регламентов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; обеспечение взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Самостоятельная работа

Приведите перечень основополагающих стандартов Национальной системы стандартизации РФ (Набираете в поисковой системе «Кодекс» ключевые слова

«ГОСТ Р 1. Стандартизация в Российской Федерации»

1. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

2. ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации.Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

и т.д.

Стандартизация на уровне организаций – стандартизация, проводимая в соответствии с законодательством РФ на уровне отрасли или сектора экономики, на уровне коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций или объединений юридических лиц. (Под отраслью и сектором экономики понимается совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или)производящих продукцию, обеспечивающих соответствующие процессы и оказывающих услуги определённых видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение).

СТО ТПУ 2.3.05-2006 Стандарт организации. Система образовательных стандартов. Занятия лабораторные. Общие требования к организации и проведению

5.5 Федеральный закон РФ «О техническом регулировании»

Отношения в области стандартизации в РФ регулируются, в первую очередь, законами, содержащими те или иные правовые требования к объектам стандартизации, а также постановлениями правительства РФ, регулирующими организационно-правовые вопросы стандартизации в стране, и ведомственными нормативными актами.

В Советском Союзе стандартизация регулировалась Правительством. Это вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня и содержания штата сотрудников для выполнения контрольно-надзорных функций. Принятый в 1993 году впервые в РФ закон «О стандартизации» позволил демонополизировать процесс разработки стандартов. Он ввел процедуру согласования стандартов всеми заинтересованными сторонами, гласность результатов принятия стандарта, ограничил контрольно-надзорные функции только для проверки выполнения обязательных требований государственных стандартов. Эта правовая норма перестала сковывать и ограничивать экономические права субъектов хозяйственной деятельности и потребителей. Закон «О стандартизации» регулировал отношения в области стандартизации в течение 10 лет.

27 декабря 2002 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», который вступил в действие с 1 июля 1993 г., положения которого затронули интересы более 40 федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственная работа над новым законом началась в 2001 году, когда в послании президента РФ Федеральному Собранию впервые была поставлена задача избавиться от избыточной сертификации и ограничить нормотворческую деятельность чиновников, то есть реформирование системы технического регулирования в России связано с дебюрократизацией российской экономики, снятием излишних административных барьеров и, в том числе, со вступлением России в ВТО.

Закон основан на положениях «Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО». Краеугольным камнем создания и функционирования единого мирового рынка является свободное перемещение товаров. Механизмы, которые используются для достижения этой цели, базируются на устранении технических барьеров в торговле и взаимном признании результатов оценки соответствия, что может быть обеспечено только в результате технической гармонизации. Закон в полной мере отражает те перемены, которые происходят сегодня в мире для устранения технических барьеров в торговле и повышения конкурентоспособности продукции.

В опубликованном исследовании Экономического комитета Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) приведены такие данные: разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизация, оценка соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд долл.), тогда как меры тарифного регулирования всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше). Для России указанные механизмы имеют особое значение, которое может быть реализовано только путем кардинальной реформы всей системы технического регулирования в стране.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам её жизненного цикла, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам её жизненного цикла, выполнению работ и указанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основные направления деятельности в области технического регулирования возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию России. Это формирование единой технической политики в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, испытаний, государственного контроля и надзора.

Основные принципы технического регулирования, заложенные в ФЗ, позволяют исключить многочисленное, а иногда противоречивое и дублирующее друг друга ведомственное нормотворчество, усложнявшего работу предприятий, и в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Основная цель ФЗ - обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые содержат обязательные требования, и добровольно применяемых стандартов. Технические регламенты могут быть приняты только федеральными законами, постановлениями Правительства РФ или, в особых случаях, указами Президента Российской Федерации.

Новый Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:

· разработке, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации;

· разработке, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации, выполнению работ и указанию услуг;

· оценке соответствия.

Закон «О техническом регулировании» также определяет права и обязанности участников отношений, регулируемых этим законом. Закон содержит 10 глав и 48 статей.

Структура и краткое содержание закона (указаны статьи, относящие к стандартизации).

Самостоятельная работа

Заполните таблицу 2, скопировав названия глав и статей из ФЗ «О техническом регулировании», относящееся к сфере стандартизации

Таблица 2

Структура и краткое содержание ФЗ «О техническом регулировании», относящееся к сфере стандартизации

Главы Статьи
   
   
   
   
   

Федеральный закон Российской Федерации "О техническом регулировании" направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны.

Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» отменен Закон РФ «О стандартизации» 1993 года, о чем говорится в 47-ой статье.

С вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" реформируется вся национальная система стандартизации. Это продиктовано необходимостью перехода на принципы стандартизации, принятые в международной практике: изменяются цели и задачи стандартизации в целом, статус стандартов, статус технических комитетов по стандартизации, условия финансирования работ по стандартизации.

Цели стандартизации

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.0-2004. «Стандартизация в РФ. Основные положения» стандартизация осуществляется в целях:

Повышения уровня безопасности:

  • жизни и здоровья граждан;
  • имущества физических и юридических лиц;
  • государственного и муниципального имущества;
  • экологической;
  • жизни и здоровья животных и растений;
  • объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечения:

  • конкурентоспособности и качества продукции, работ, услуг;
  • единства измерений;
  • рационального использования ресурсов;
  • взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
  • проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг);
  • исполнения государственных заказов;
  • добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).

Содействия

  • - соблюдению требований технических регламентов;
  • - проведению работ по унификации.

Создания:

  • систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
  • систем каталогизации продукции (работ, услуг);
  • систем обеспечения качества продукции (работ, услуг);
  • систем поиска и передачи данных;

Принципы стандартизации

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определённых исходных положениях, так называемых принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обуславливают их необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия их эффективной реализации.

Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются, согласно ФЗ «О техническом регулировании» и «ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения», в следующем:

  • - добровольность применения стандартов;
  • - достижение при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон; (научный принцип – Разработка стандарта должна быть основана на сбалансированности интересов заинтересованных и участвующих в ней сторон);
  • - использование международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;
  • - недопустимость установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;
  • - комплексность стандартизации для взаимосвязанных объектов; (научный принцип – системность и комплексность стандартизации, то есть рассмотрение каждого объекта стандартизации как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы);
  • - установление требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;
  • - установление требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;
  • - четкость и ясность изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований; (научный принцип – четкость формулировок стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьёзно дефекте нормативного документа. Поэтому при разработке стандартов специалист должен быть знаком с семантикой – наукой о смысле предложения, составленного из набора слов и их определённой последовательности);
  • - исключение дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;
  • - недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; (научный принцип – стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого при разработке новых стандартов и их обновлении должны учитываться международные нормы и правила);
  • - доступность представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.
  • - Обеспечение условий для применения стандартов.

Следующие научные принципы стандартизации, такие как а) целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальных, экономических и технических аспектах; б) приоритетное направление стандартизации – это безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции; в) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране, – не заявлены в выше указанных документах, однако без них деятельности по стандартизации не существует.

Наши рекомендации