II Смена парадигм развития и переход к неолиберальной модели

К середине 70-х годов большая част региона оказалась под властью репрессивных военных диктатур:

¾ В Бразилии, часто называемый «бразильскими свинцовыми годами», длился с 1964 по 1985 гг

Президент Начало срока Конец срока
Паскуа́л Ранье́ри Мадзи́лли 2 апреля 1964 15 апреля 1964
Умбе́рту ди Аленка́р Касте́лу Бра́нку 15 апреля 1964 15 марта 1967
Арту́р да Ко́ста-и-Си́лва 15 марта 1967 31 августа 1969
Аугу́сту Ха́ман Радема́кер Грю́невальд 31 августа 1969 30 октября 1969
Ауре́лиу ди Ли́ра Тава́рис
Ма́рсиу ди Со́за и Ме́лу
Эми́лиу Гаррастазу́ Ме́диси 30 октября 1969 15 марта 1974
Эрне́сту Бе́кман Ге́йзель 15 марта 1974 15 марта 1979
Жуа́н Бапти́ста ди Оливе́йра Фигейре́ду 15 марта 1979 15 марта 1985

¾ В Аргентине с 1976- по 1983г. – военная хунта возглавляет государство

¾ Чили с 1973г. по 990г.- Аугусто Пиночет

¾ Боливия с 1969-1979г.

Правящие круги большинства стран региона взяли на вооружение «неолиберальные» экономические концепции «свободной рыночной экономики». Развитие и модернизация экономики связывались с ведущей ролью частного предпринимательства и свободой торговли, с сокращением государственного сектора и экономических функций государства, отказом от протекционизма, с активным сотрудничеством с иностранным капиталом.

Политика модернизации привела к заметным сдвигам в развитии современного производства в машиностроении, энергетике, электронике, атомной и электронной промышленности. В 1980г. общий валовой внутренний продукт стран Латинской Америки превысил уровень 1960г. в 3 раза.

Успех модернизации обеспечивался насильственным подавлением оппозиции и резким ухудшением жизни большей части населения.

Массированный поток займов и кредитов из-за границы привел к гигантскому росту внешнего долга ( с 20 млрд.долл. в 1970г. до 400 млрд.долл. в 80-ег.) Полученные средства часто растрачивались неэффективно: на престижные цели, на закупку вооружения, на обогащение правящей элиты.

На протяжении 80-хгг. Военно-диктаторские правительства одно за другим сходят со сцены, уступая место конституционным, восстанавливаются демократические свободы.

Причины:

¾ Социально-экономическая политика диктаторских режимов

¾ Отсутствие демократических свобод

¾ Массовые репрессии

¾ Рост недовольства и напряженности в обществе.

Латиноамериканские страны одна за другой начали менять политическую окраску. Сначала Венесуэла (Уго Чавес в декабре 1998 г.), затем Бразилия (Луис Инасио Лула да Силва в октябре 2002 г.) и Аргентина (Нестор Киршнер в мае 2003 г.) электоральным путем обретают руководство, отрицающее и даже порой осуждающие прошлый неолиберальный опыт и декларирующее социальную ориентацию своей политики.

Экономическая практика Чавеса включает широкую национализацию и экспроприацию (с выплатой компенсаций) значительной доли нефтяной отрасли, выборочную национализацию ключевых предприятий на прагматической политической основе, включая противостояние труда и капитала (сталь, цемент, связь) и борьба за продовольственную безопасность (земельная реформа).

Реформы включают всеобщее бесплатное здравоохранение и образование, включая университеты. Режим Чавеса построил и профинансировал широкую сеть общественно управляемых супермаркетов, где семьи с низким доходом покупают продукты и сопутствующие товары по субсидированным правительством ценам. Во внешней политике президент Чавес последовательно выступал против войн США на Ближнем востоке, а также против самого оправдания империалистических войн доктриной «войны против террора». Политику Чавеса после его смерти продолжил его преемник Николас Мадуро.

В аргентине Нестор Киршнер, а с 2007 год а его супруга Кристина Киршнер (первая женщина президент в результате выборов), вновь избранная в 2011году, проводилась популистская социальная политика, сводившаяся к раздаче государственных субсидий, прямой денежной помощи малоимущим гражданам и ряду государственных программ под лозунгом «Для всех». В условиях интенсивного экономического роста, пришедшегося на период правления Киршнеров (2003–2011 гг.), сократилась безработица, выросли зарплаты и пенсии. Несмотря на нерешенность многих других социальных проблем и высокую инфляцию, такая «щедрость» казны не могла не сказаться на рейтингах президента.

II Смена парадигм развития и переход к неолиберальной модели - student2.ru

В 80-е г. положение Кубы заметно ухудшилось. Распад социалистической системы явился для неё сильнейшим ударом. В 1990г. Ф.Кастро выдвинул лозунг «Социализм или смерть!». Было объявлено о переходе к «особому периоду в мирное время»: о максимальной экономии потребления во всех областях, мобилизации трудовых ресурсов. В конце 90-хг. Куба взяла курс на оживление частной инициативы, допущение элементов рыночной экономики. В начале XXI века стране удалось частично преодолеть последствия кризиса, повысился уровень жизни населения. В 2006 году из-за болезни Ф.Кастро передал власть своему брату Раулю.

Т.о. в начале XXI века страны Латинской Америки встали на пут демократизации.

Наши рекомендации