Сущность, функции, виды и роль в механизме функционирования классического рынка
Конкуренция (лат. concurrentia - сталкиваться) - состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод.
Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов «естественного отбора» в рыночной экономике.
Функции конкуренции
Конкуренция выполняет следующие функции:
· регулирующую (определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния);
• оптимального размещения ресурсов - аллокации (экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей);
• инновационную (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения);
• распределительную (конкуренция распределяет созданную стоимость: большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства; главный критерий распределения - эффективность и качество экономических ресурсов).
Внутриотраслеваяи межотраслеваяконкуренция
По сфере деятельности конкуренцию можно классифицировать на внутри- и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция - соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Онаформирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных индивидуальных издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а в конечном счете, побуждает повышать эффективность производства.
Межотраслевая конкуренция - борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую, формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.
Ценовая и неценовая конкуренция
По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция - конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Основа успешной ценовой конкуренции - производство (чтобы осуществлять ценовую конкуренцию, необходимо располагать реальными возможностями снижения издержек производства). Технология ценовой конкуренции: предприниматель назначает, как правило, более низкие цены на производимые товары, что приводит к увеличению объема спроса. Конкуренты, которые не имеют возможности снижать цены из-за высоких издержек производства, терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли, уступая свое место на рынке. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок) и ценовая диверсификация.
Неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах, т.е. она воздействует на спрос. Основной инструмент воздействия на потребителя не цена, а качественная характеристика товара, его индивидуальные особенности. Основа успешной неценовой конкуренции - реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация.
Добросовестная и недобросовестная конкуренция
По типу поведения различаютдобросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. В данном случае потребитель получает дифференцированную продукцию хорошего качества и по более низким ценам.
Недобросовестная конкуренция включает: реализацию товара ниже себестоимости; распространение ложной информации; коммерческий шпионаж; нарушение качества продукции и условий поставок; незаконное использование торговой марки и др.
Виды конкуренции в зависимости от количества участников торговых сделок
С точки зрения количества продавцов и покупателей на рынке конкуренция классифицируется следующим образом:
Продавцы Покупатели | много | несколько | один |
много | совершенная конкуренция | олигополия | чистая монополия |
несколько | олигопсония | двусторонняя олигополия | ограниченная монополия |
один | монопсония | ограниченная монопсония | двусторонняя монополия |
В названияхтрадиционно используются греческие слова: monos - один; oligos - несколько; poli - много; poleo - продавать; opsonia - покупать.