Оценка внешних возможностей и угроз для предприятия
Группа факторов | Факторы | Оценка факторов (в баллах) | Сила воздействия (в баллах) (гр.1 x гр.4) | Основание оценки фактора | |||
-5 | Экспертная оценка | +5 | Угро-зы | Воз-мож-ности | |||
1.Экономические факторы (значи-мость из табл.1) | 1.1.Темпы инфляции | ||||||
1.2.Уровень занятости населения | |||||||
1.3.Стабильность курса рубля ... | |||||||
Итоговая оценка |
Порядок заполнения таблицы:
- в графе 1 даются названия групп факторов и оценка значимости каждой группы из таблицы 1;
- во 2 графе отражается название факторов, входящих в каждую группу;
- в графах 3 и 5 определяются противоположные направления изменения факторов внешней среды. Например, темпы инфляции могут повышаться либо снижаться. При этом повышение темпов инфляции – неблагоприятная тенденция для развития предприятия, поэтому ее следует отразить в графе 3, и, напротив, повышение темпов инфляции – тенденция положительная, поэтому она должна быть отражена в графе 5;
- далее, определив противоположные направления изменения факторов, необходимо оценить степень влияния данного фактора на предприятие. Оценка экспертами дается в баллах в диапазоне от «-5» баллов (сильная опасность) через «0» (отсутствие воздействия) до «+5» баллов (сильная возможность). Бальная оценка с соответствующим знаком отражается в графе 4;
- после этого определяется сила воздействия фактора, которая определяется как произведение значимости группы факторов (графа 1) на экспертную оценку фактора (графа 4). Полученное значение записывается либо в графу 6, если значение со знаком «-», либо в графу 7, если значение со знаком «+»;
- в графе 8 необходимо дать обоснование экспертной оценки. Например, если, оценивая темпы инфляции, в графе 4 поставлена оценка «-1», то в качестве основания оценки фактора может быть записано «темпы инфляции невысокие».
Пример заполнения таблицы 2 представлен в приложении 1.
4. Проводится анализ факторов внутренней среды.
Результаты анализа могут быть оформлены в виде таблицы 3.
Таблица 3
Анализ внутренних сильных и слабых сторон
Группа факторов | Факторы | Экспертная оценка (в баллах) | Мероприятия по усилению потенциала предприятия | |
слабая сторона [-5;0] | сильная сторона [0;+5] | |||
Система управле-ния | Квалификация, способности и интересы высшего руководства | |||
Эффективность функционирования аппарата управления | ||||
Эффективность действующей организационной структуры | ||||
Организация системы коммуникаций | ||||
Организация рабочих мест | ||||
Наличие внутренних регламентов, правил, процедур | ||||
Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование) | ||||
Кадровые ресурсы | Квалификация персонала | |||
Социально-демографическая структура | ||||
Личностные характеристики | ||||
Опыт | ||||
Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли | ||||
Стимулирование труда персонала | ||||
Кадровая политика (планирование потребности в трудовых ресурсах, подбор, найм, адаптация персонала, оценка, обучение, повышение квалификации и др.) | ||||
Текучесть кадров | ||||
Матери-ально-техничес-кая база | Местонахождение торговых помещений | |||
Состояние материальных ресурсов предприятия (степень физического и морального износа): | ||||
- зданий и сооружений | ||||
- передаточных устройств (электрических, газовых, телефонных, водопроводных сетей) | ||||
- оборудования и инвентаря | ||||
- транспортных средств | ||||
Система контроля запасов | ||||
Техноло-гия | Организация закупочной работы | |||
Приемка товаров | ||||
Организация хранения и предпродажной подготовки товаров | ||||
Размещение и выкладка товаров в торговом зале | ||||
Управление покупательскими потоками | ||||
Обеспечение сохранности товаров | ||||
Организация обслуживания покупателей | ||||
Товары и услуги | Ассортимент | |||
Качество | ||||
Упаковка реализуемых товаров | ||||
Предоставление дополнительных услуг | ||||
Послепродажное обслуживание | ||||
Марке-тинг | Анализ рынка | |||
Доля рынка | ||||
Формирование товарного ассортимента | ||||
Ценообразование | ||||
Продвижение товаров на рынок и реклама | ||||
Связи с общественностью | ||||
Финансы | Источники формирования финансовых ресурсов | |||
Использование финансовых средств | ||||
Система кредитования | ||||
Система анализа и контроля финансового состояния организации | ||||
Филосо-фия и вну-тренняя культура | Система ценностей организации | |||
Имидж | ||||
Психологический климат коллектива | ||||
Традиции |
5. Заполнение и анализ матрицы SWOT.
Возможности 1. 2. 3. ……… | Угрозы 1. 2. 3. ………. | |
Сильные стороны 1. 2. 3. ……. | ПОЛЕ СИВ | ПОЛЕ СИУ |
Слабые стороны 1. 2. 3. ………. | ПОЛЕ СЛВ | ПОЛЕ СЛУ |
Рис. 1. Матрица SWOT
Методика анализа матрицы SWOT:
1. Сопоставляются возможности внешней среды с сильными сторонами компании (поле СИВ – силы и возможности). Для этого последовательно перебираются факторы возможностей, устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными сторонами компании. Дается письменное обоснование установленных взаимосвязей.
Задача такого перебора: определить, какие из возможностей внешней среды можно эффективно использовать за счет существующих сильных сторон компании.
2. Сопоставляются возможности внешней среды со слабыми сторонами компании (поле СЛВ – слабости и возможности). Аналогично перебираются факторы возможностей и устанавливаются связи со слабыми сторонами компании. Дается письменное обоснование установленных взаимосвязей.
Задача: определить, какие из возможностей внешней среды сейчас недоиспользуются из-за слабостей компании.
3. Нераспределенные позиции возможностей внешней среды рекомендуется вывести в промежуточный отчет, как повод для раздумий при выработке целей и стратегий.
4. Сопоставляются угрозы внешней среды с сильными сторонами компании (поле СИУ – силы и угрозы), для чего последовательно перебираются факторы угроз внешней среды и устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными сторонами компании. Установленная связь (т.е. признание влияния фактора) письменно обосновывается.
Задача: определить, какие из угроз внешней среды могут быть компенсированы за счет сильных сторон компании.
5. Сопоставляются угрозы внешней среды со слабыми сторонами (поле СЛУ – слабости и угрозы). Дается обоснование взаимосвязей.
Задача: определить, какие слабые стороны компании могут проявиться и существенно повлиять на рыночное положение компании в случае актуализации угроз внешней среды.
6. Нераспределенные позиции угроз внешней среды рекомендуется вывести в промежуточный отчет, так как для их нейтрализации надо выбирать какие то стратегии минимизации рисков, либо эти факторы нейтральны в отношении компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно.
7. Также можно вывести в промежуточный отчет нераспределенные (не связанные ни с какими возможностями и угрозами среды) сильные или слабые стороны компании - судя по отсутствию влияния эти факторы нейтральны в отношении рыночного положения компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно.
Членами группы обсуждаются и согласуются выявленные выше соответствия между факторами, влияющими на рыночное положение компании в планируемом периоде.