Сущность статистического наблюдения и требования к нему
На сегодняшний день залогом принятия эффективного управленческого решения любого уровня является наличие достоверной, актуальной и полной информации о текущей ситуации, поэтому необходимо серьезно походить к организации сбора необходимых данных и сведений.
Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную работу по сбору массовых первичных данных о количественной стороне общественной жизни.
Статистическое наблюдение осуществляется путем регистрации (записи) соответствующих признаков явлений и процессов, то есть присущих им свойств, черт, особенностей. Статистическим можно назвать только то наблюдение, которое обеспечивает регистрацию установленных фактов в учетных документах для последующего обобщения. Примерами статистического наблюдения являются: сбор информации об уровне качества продукции, выпускаемой в различных цехах завода; регистрация ответов граждан на вопросы программы переписи населения и др.
Статистические данные можно получить различными путями. Руководящим организационным и методологическим центром статистики в РФ является Государственный комитет по статистике (Госкомстат) при парламенте России. Он проводит свою работу через госкомстаты автономий и статистические управления краев и крупных городов. Кроме государственной статистики, сбором статистической информации занимаются маркетинговые агентства, центры опроса общественного мнения и др.
Статистические исследования подразделяются по форме, времени регистрации, степени охвата единиц совокупности и способу учета фактов (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Классификация форм и видов статистического наблюдения
Признак | Название и характеристика формы и вида наблюдения | |
По форме | 1. Отчетность | Форма наблюдения, когда каждый субъект деятельности (предприятие, организация, учреждение) подает свои данные в статистические органы. |
2. Специально организованное | Форма наблюдения, выполняемая с целью получить сведения, которые не охвачены отчетностью (переписи, учет, опрос). | |
3. Реестр | Перечень единиц объекта наблюдения с указанием признаков, который складываются и обновляются во время проводимого обследования | |
По времени регистрации данных | 1. Текущее | Отчетность постоянно регистрируется по мере возникновения данных |
2. Периодическое | Регистрация отчетности проводится через определенные промежутки времени | |
3. Одноразовое | Регистрация отчетности проводится в указанный период времени с оформлением соответствующей отчетности | |
По степени охвата единиц | 1. Сплошное | Наблюдение, при котором обследуются все без исключения единицы совокупности |
2. Несплошное | Наблюдение, при котором обследуется только часть единиц совокупности. Несплошное наблюдение можно подразделить на: | |
- Выборочное | Наблюдение, при котором обследованию подлежит определенная часть единиц совокупности, полученное на основе случайного отбора | |
- Монографическое | Наблюдение характеризуется тем, что осуществляется подробное и всестороннее обследование отдельных единиц исследуемой совокупности | |
- Обследование основного массива | Это наблюдение за частью единиц, удельный вес которых преобладает в общем объеме совокупности | |
- Анкетное обследование | Данное наблюдение основывается на рассылке анкет определенному кругу лиц или учреждений | |
- Мониторинг | Наблюдение за состоянием определенной среды | |
По способу учета фактов | 1. Непосредственный учет | При непосредственном учете фактов ведомости, которые подлежат фиксации, определенным образом подсчитываются, измеряются, взвешиваются для единиц объекта наблюдения |
2. Документальный учет | Документальный учет основывается на использовании разных документов (отчетности, бухгалтерских документов, годовых отчетов и др.), чем определяются показатели на макро- и микроуровнях | |
3. Опрос | Это такой способ наблюдения, при котором сведения получают устно или в письменном виде со слов опрашиваемых лиц. |
Статистическое наблюдение должно удовлетворять таким требованиям:
а) иметь конкретное значение, научную и практическую ценность;
б) обеспечивать достоверность собираемой информации;
в) обеспечивать сбор массовых единиц, в которых отражается вся совокупность данных, характеризующих данное явление;
г) быть ориентировано на сбор не только тех данных, которые непосредственно характеризуют изучаемый объект, но и учитывать факторы и события, под воздействием которых осуществляется изменение состояния объекта;
д) проводиться на научной основе по предварительно разработанному плану, программе, что обеспечивает научное решение всех вопросов.
Чтобы выполнить эти требования, нужно придерживаться определенных методических принципов и правил проведения наблюдения, которые решают две группы вопросов: программно-методологические и организационные.
Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения
Для проведения качественного статистического наблюдения необходимо выполнить программно-методологическое и организационное обеспечение.
К программно-методологическим вопросам относятся такие, как:
– определение цели и задачи статистического наблюдения;
– определение объекта и единиц совокупности и наблюдения;
– разработка программы статистического наблюдения;
– подготовка инструментария наблюдения;
– соблюдение самых важных принципов и правил проведения статистического наблюдения.
Целью статистического наблюдения является сбор достоверной (отвечающей реальному состоянию) и полной (по объему и содержанию) статистической информации об исследуемых социально-экономических явлениях и процессах. При этом статистическая информация должна быть своевременной, сравнимой по времени и в пространстве, доступной.
Объектом наблюдения называют совокупность единиц рассматриваемого явления, о которых должна быть собрана статистическая информация. Для определения границ объекта наблюдения применяют ценз – набор количественных и качественных ограничительных признаков.
Единица наблюдения – это элемент объекта наблюдения, который несет сведения о признаках единиц совокупности. Так, единицей наблюдения при переписи населения является домохозяйство и его жильцы.
Самым ответственным моментом статистического наблюдения является составление программы наблюдения - перечня вопросов, на которые необходимо получить ответы. Содержание и количество вопросов формируют в соответствие с целью наблюдения и реальными возможностями его проведения (материальными и трудовыми ресурсами, сроком получения информации). От того, насколько хорошо разработана программа наблюдения, зависит ценность собранной статистической информации.
В программу наблюдения включают также разработку статистического инструментария – совокупности документов, в которые будут внесены ответы на вопросы программы. К инструментарию наблюдения относят два основных типа документов: статистические формуляры и инструкции к их заполнению.
Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение:
– конкретизацию и уточнение программно-методологических вопросов;
– разработку календарно-тематического плана наблюдения;
– определение формы, вида и способа наблюдения;
– установление субъекта (органа), отчетной единицы, места и времени наблюдения, сроков представления данных и способов их доставки (передачи);
– составление списка отчетных и элементарных единиц наблюдения в целях контроля за полнотой предоставленных сведений;
– тиражирование и рассылку статистического инструментария;
– подбор и инструктаж кадров;
– проведение разъяснительной работы;
– решение финансовых и других практических вопросов.
Основу организационного обеспечения статистического наблюдения составляет организационный план - главный документ, в котором отображаются самые важные вопросы организации и проведения намеченных мероприятий.