Сущность статистического наблюдения; требования, предъявляемые к статистическому наблюдению.

С развитием рыночных отношений роль информационной базы возрастает, поскольку усложняются связи субъектов рынка, возникает потребность в изучении влияния различных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании, в обобщениях, как на макро, так и на микроуровне. Важнейшим ресурсом в управлении становится статистическая информация.

Для того чтобы выполнить статистическое исследование, необходима научно-обоснованная информационная база, которая формируется в результате статистического наблюдения.

Статистическим наблюдением называется планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах. Факты, собранные в процессе статистического наблюдения, используются для дальнейшего наблюдения и должны отвечать определённым требованиям:

-достоверности и полноты данных;

-обоснованности отбора;

-сопоставимости данных (единообразию);

-своевременности.

Определённые особенности на статистическое наблюдение налагает сложившаяся в стране в целом практика статистических исследований. Она позволяет выделить обособленные и необособленные системы организации статистического наблюдения. Обособленная система может быть централизованной и децентрализованной.

Централизованная система осуществляет сбор данных для наиболее важных общегосударственных исследований, разрабатывает методологическую базу, осуществляет руководство и контроль за организацией необособленной системы сбора данных в министерствах, ведомствах, регионах. Централизованная система используется для обработки материалов единовременных статистических наблюдений, например, перепись населения страны.

Децентрализованная система – это обработка статистических материалов путём последовательных этапов, когда отчеты предприятий сводятся последовательно различными статистическими органами региона, а итоговые данные регионов России поступают в Росстат, где и рассчитываются показатели в цедом по народному хозяйству.

Общее руководство, проводимых в стране статистических наблюдений, осуществляет Госкомстат (Росстат). Непосредственный сбор статистических данных ведётся региональными статистическими управлениями, ведомствами, которые представляют информацию в центральные статистические органы.

Статистическое наблюдение должно следовать следующим требованиям:

- иметь народнохозяйственное значение, научную или практическую ценность. Выражать социально-экономические типы явлений.

- отражать всю совокупность факторов, относящихся к рассмотренному вопросу;

- не вырывать отдельные факты и цифры из общей связи политических и экономических отношений;

- необходима тщательная проверка качества собираемых фактов, строгая достоверность, так как недостоверность фактов будут мешать принятию объективного научно-обоснованного решения;

- производиться по заранее разработанной системе, плану, правилам.

Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения и организационные вопросы наблюдения

При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Статистический план наблюдения содержит 2 группы вопросов: программно-методологическая; организационная.

К первой группе относятся вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, программы наблюдения, проектированием формуляров, текста инструкций, установлением источников и способов сбора информации.

Вторая группа вопросов включает вопросы об органе наблюдения, сроках, месте проведения наблюдения, составления предварительных списков единиц изучаемой совокупности, расстановке и подготовке кадров.

Цель наблюдения – определить нужды информационного обеспечения для экономического и социального развития общества, это основной результат статистического исследования. Цель определяет объект статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения - это совокупность единиц изучаемого явления, о которых должны быть собраны статистические данные.

Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Статистический признак – это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения.

Единица совокупности - это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения.

Программой статистического наблюдения называется перечень показателей, подлежащих изучению.

Статистические формуляры – это бланки определенных форм учета и отчетности. В условиях машинной обработки результатов наблюдения носителями информации служат технические средства.

Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице совокупности (например, формы статистической отчетности о товарообороте №1-торг; №3-торг; - заполняются каждой торговой организацией в отдельности).

Списочный формуляр содержит данные по нескольким единицам совокупности (например, при переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист).

К статистическим формулярам составляются инструкции.

Инструкция - это совокупность разъяснений, указаний по программе статистического наблюдения. В ней подробно излагаются цели и задачи исследования, способы наблюдения. Инструкция должна быть написана кратко, просто. Указания должны быть ясными и четкими.

Организационные вопросы статистического наблюдения.

Организационный план – основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприятий.

В организационном плане указывается:

-органы наблюдения;

-время наблюдения;

-сроки наблюдения;

-подготовительные работы к проведению наблюдения;

-порядок проведения наблюдения;

-прием и сдача материалов наблюдения;

-получение и представление предварительных и окончательных итогов.

При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос времени проведения, включая сезон наблюдения, установление срока (периода) и критического момента наблюдения.

Сезон наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии (например, перепись населения чаще всего проводится осенью, зимой – когда наблюдается наименьшее передвижение населения).

Время наблюдения – устанавливается единое время регистрации изучаемых показателей.

Критической – называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения. При переписях обычно устанавливается время начала и время окончания регистрации наблюдения фактов (например, Всесоюзная перепись населения 1989 года проводилась 8 дней с 12 по 19 января).

Критическим моментом наблюдения выбирают полночь, момент окончания одних суток и начала других.

Наши рекомендации