Общая модель поведения потребителя
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
Наш выбор товаров и услуг для потребления, т.е. выбор потребителя, зависит прежде всего от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, т.е. от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, т.е. признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, т.е. к необходимости потребительского выбора. Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности.
Полезность блага-это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, т.е. приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребляя разные количества одного и тот 40 же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, т.к. каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину лолезности.
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, т.е. модель его поведения:
1) выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
2) поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, т.е. действует в рамках разумного эгоизма;
3) потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т.е. стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;
4) на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
5) при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя прежде всего максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Рыночная власть
При совершенной конкуренции на рынке действует достаточно много продавцов и покупателей, которые в отдельности не могут повлиять на цену товара. Фирмы принимают рыночную цену, решая, сколько производить и продавать, а потребители в свою очередь решают, сколько этого товара нужно купить. Монополия и монопсония являются противоположными понятиями. Монополия-рынок, имеющий одного продавца и множество покупателей, монопсония - рынок со множеством продавцов и только лишь одним покупателем.
Рассмотрим поведение монополиста. Так как он является единственным производ ителем товара, то он может установить свою цену на предлагаемый товар и контролировать ее. Если сравнивать предложение монополиста и пред ложение при совершении конкуренции, то, несомненно, у монополиста оно будет меньше, а цена, наоборот, значительно больше. Это связано с определенными издержками для общества, т.к. меньше потребителей покупают продукт (т.е. те, кто его покупает, дают любые деньги). Чтобы этого не было, существует антимонопольная политика.
Монополия в чистом виде-явление очень редкое, но на многих рынках лишь несколько фирм конкурируют друг с другом. Их взаимодействия связаны со стратегией фирм на данном рынке. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Теперь обратимся к монопсонии. В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую устанавливает монопсонист представляет собой функцию его спроса. Проблемы монопсониста заключаются в выборе количества: максимизирует чистую прибыль от покупки - ценность товара минус цена, которая за него уплачена.
Чистая монопсония-редкое явление (как и монополия). Но существуют рынки, где действуют только несколько покупателей, которые могут приобрести товары за меньшую цену, чем при совершенной 42 конкуренции. Такие покупатели имеют монопсоническую власть. Обычно это происходит на рынках факторов производства.
Власть монополий и монопсоний - формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара, именно поэтому мы должны знать механизм действия рыночных сил и их влияние на фирмы и потребителей.
Как было сказано ранее, моноподия в чистом виде встречается редко, чаще несколько фирм взаимодействуют друг с другом. Чтобы деятельность монополии была эффективна и приносила положительный эффект, ока должна определит» объем выпуска продукции исхода из спроса на данный товар, затем нужно установить цену реализации, которая зависит не только от издержек производства, но и or налоговой ставки на единицу продукции, а также от спроса на товар (т.к. предприятие само устанавливает цены). Для определения объема выпуска продукции сущ ествует правило: максимизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. Но фирме-монополисту могут назначить цену реализации товара больше, чем предельные издержки, и таким путем получить дополнительную прибыль. Конечно, ее монопольная власть меньше, чем если бы она вытесняла конкурентов и полностью монополизировала рынок, но все-таки она существенна. Способом измерения монопольной власти служит величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В частости, можно использовать коэффициент повышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Аб-ба Лернером и получил название показателя монопольной ачасти Лернера:
где L - показатель монопольной власти Лернера;
Р- максимизирующая прибыль;
МС-предельные издержки.
Числовое значение коэффициента Лернера находится между 1 и О. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0 Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Разница между ценой товара и предельными издержками его производства обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы,
А1
следовательно, конечной причиной монопольной власти является эластичность рыночного спроса, число фирм на рынке и взаимодействие между фирмами.
Рыночная власть-явление довольно распространенное. Во многих отраслях действует лишь несколько фирм, поэтому каждый производитель обладает относительно монопольной властью. А многие фирмы в качестве покупателей сырья, трудовых ресурсов или других товаров обладают относительной монопсонической властью на рынках этих факторов производства. Проблемы, с которыми сталкиваются руководители этих фирм, - наиболее эффективное использование рыночной власти. Они должны решить, как устанавливать цены, выбирать количество используемых производственных факторов, определять объем выпуска продукции в краткосрочный и долгосрочный периоды, чтобы максимизировать прибыль фирмы.
ТЕМА 4. МОНОПОЛИЯ
Монополия
Монополия (от греч. monos - «один»,poleo - «продаю») - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку.
По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкурен • ция) представляет собой достаточно редкое явление. 4/
Она предполагает выполнение следующих условий:
1) монополист является единственным производителем данного товара;
2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую, сколь угодно высокую цену (любая компания, в т.ч. и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен). Иными словами, монополия означает потерю экономического
равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.
1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.
2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной-единст- венной фирмы.
Рынок, который обслуживается с наименьшими затратами одной фирмой, носит название естественной монополии.
Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.
Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, т.е. экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.
3. Патенты. В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент обычно предоставляет собой право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью существуют также издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях.
Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.
4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе находятся особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1) деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в данном направлении;
2) высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строи-
тельство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться;
3) низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Предположим, что рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно;
4) сетевой характер организации рынка, т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в т.ч. наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени. Существуют два типа естественных монополий:
1) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);
технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-моно- полиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А общество в этом, естественно, не заинтересовано.
Ценовая дискриминация
Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах.
Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной. Такая экономическая политика называется ценовой дискриминацией-
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.
1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты Услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными издержками производства и распределения товаров и услуг.
2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.
Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условии:
1) фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
2) должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;
3) способность производителя к определению структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар. Рассмотрим последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей, но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация
может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.
ТЕМА 5. ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурен- тов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
Олигополия - это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рыже реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Отношения между фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников.
Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих оли- гополистических отраслях цены оставались стабильными в течение
длительного периода времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и т.д.) имеют именно такую структуру.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. В оли- гополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистиче- скую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т.е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции - также (конкурентов, наоборот, слиш-. ком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция
фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Олигополистическая взаимозависимость - необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на оли- гополистическом рынке.
Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста-это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т.д.