Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из

Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из решения специальной оптимизационной задачи, которая называется моделью поведения потребителя. Эта модель основывается на допущении: выбор возможного набора благ потребитель осуществляет из условия максимизации индивидуальной функции полезности при выполнении бюджетного ограничения. Другими словами, задача потребительского выбора (задача рационального поведения потребителя на рынке) заключается в выборе такого потребительского набора Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , который максимизирует его функцию полезности Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru при заданном бюджетном ограничении J.

Вектор Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru должен являться решением задачи максимизации функции полезности Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru (функции цели) при системе ограничений: бюджетного ограничения Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru ; Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , где Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru это вектор цен, Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru это вектор товаров.

Итак, имеем модель задачи:

1. Переменные Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru - вектор товаров; (11)

2. Целевая функция: Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru ; (12)

3. Система ограничений:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru (13)

При совершенной конкуренции Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru определяется условиями на рассматриваемом рынке, на котором потребитель не оказывает влияние на уровень цен, то есть

величина Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru – величина заданная (постоянная);

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru – скалярное произведение векторов Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru и Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru ;

J – бюджетная сумма или доход потребителя (величина заданная).

Ограничение Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru называют бюджетным ограничением. Оно означает, что денежные расходы Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru на товары не могут превышать денежного дохода J.

Оптимальным решением поставленной задачи называется такой вектор Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , при котором Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru .

С экономической точки зрения важно подчеркнуть следующее: потребитель заинтересован в знании решения задачи Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

при Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

при всевозможных ценах Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru и бюджете (доходе) J.

Это означает, что хотя в данной задаче Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru и J следует считать фиксированными параметрами, их конкретизация до определенных числовых величин нецелесообразна. Интерес представляет исследование влияния параметров Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru и J на поведение функции спроса. Поэтому оптимальный вектор Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru – решение задачи Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru при Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru оказывается зависящим от параметров Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru и J, то есть Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru является функцией цен и дохода:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru . (14)

Это оптимальное решение Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru задачи (11 – 13) называется функцией спроса потребителя.

Функция Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru называется функцией спроса потребителя на благо i.

При фиксированных ценах p1,…, pi,… pn и заданном доходе J оптимальное потребление определяется компонентами Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru решения Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru задачи (11 – 13).

Для вычисления значений Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru воспользуемся методом множителей Лагранжа. Составим функцию Лагранжа для нашей задачи:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru ,

где Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru – множитель Лагранжа. Выпишем необходимые условия оптимальности, которые благодаря условиям Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru будут и достаточными:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru (15)     (16) (17) (18)  

Система (15– 18) разрешима относительно (n+1) неизвестных x1,… ,xi,…, xn, Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , так как имеется (n+1) уравнений.

Таким образом, функция спроса представляет собой вектор-функцию (n+1) аргументов (в общем случае n цен: p1,…, pi,… pn и дохода J), состоящую из n компонент: Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru . Тогда функция спроса – это набор n функций, каждая из которых состоит из (n+1) аргументов:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru (19)

Функции (19) называется функциями спроса соответствующих товаров.

Выводы.

1. Индивидуальная функция спроса потребителя является решением задачи максимизации полезности, параметрически зависящим от экзогенно заданных цен и бюджета. В силу непрерывно меняющихся условий на рынке благ и труда, потребитель должен приспосабливаться и решать задачу максимизации полезности при изменяющихся ценах и бюджете. Этим и обуславливается зависимость решения задачи максимизации от бюджета и рыночных цен.

2. Все переменные и частные производные системы (15 – 18) вычисляются в точке Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru . Значение Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , соответствующее (в силу уравнений (15) и (16)) точке Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , обозначим Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru . Для пары Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru из (15) получаем

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru . (20)

Отсюда следует важный вывод о том, что в условиях оптимального потребления (то есть в условиях набора Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru ) отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.

Исходя из (20) оптимальный множитель Лагранжа Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru интерпретируется как предельная полезность одной единицы цены или просто предельная полезность денег.

3. Поэтому равенство

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

означает, что предельная полезность одной единицы денег одинакова для каждого товара, и именно при таком распределении бюджета потребитель получает максимум полезности.

4. Из равенства (20) следует так же вывод о том, что цены должны определяться исходя из предельной полезности товаров и денег:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru .

5. Так как Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru (следует из (15)), то из (16) получаем:

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru .

Последнее означает, что точка максимума Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru задачи (11) - (13) лежит на бюджетной линии (см. рис. 7).

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

Рис. 7. Решение задачи потребителя

В случае двух товаров имеем (см. рис. 7):

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

6. Наклон бюджетной линии равен Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru .

7. Наклон кривой безразличия Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru находится из выражения Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru , то есть

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

и составляет

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru .

Так как в точке касания Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии, то

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

или

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru . (21)

8. Как видно из (20), и в частности, из (21),

Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru

то есть в оптимальном наборе товаров Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса в условиях совершенной конкуренции определяется из - student2.ru предельная норма замещения товара i товаром j оценивается отношением их цен (то есть зависит исключительно от их цен).

Как показывает рис. 7, оптимальное решение задачи (11) -(13) геометрически является точкой касания кривой безразличия и бюджетной линии. Для строго вогнутой функции полезности такая точка касания единственна.

Наши рекомендации