Кейнсианская концепция потребительского рынка

Дж.М. Кейнс: субъекты формируют своё потребление в зависи- мости от полученного ими текущего дохода.

Дж.М. Кейнс писал о том, что предпочтения потребителей влия- ет на деление дохода на сбережение и потребление и что люди больше тратят на потребление при увеличении доходов, но меньше, чем растёт доход.

Желание людей сберегать их доход обусловлено (по Кейнсу):

– откладывать на экстренный случай;

– на старость, на образование;

– делать вклады для получения процентов;

– оставаться независимыми;

– оставить наследство детям;

– чувством жадности.

Есть показатель средней склонности к сбережению и потреблению.

Средняя склонность к сбережению (APS) – доля сбережений в располагаемом доходе:

S

Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru APS = ,

DI

где S – сбережения; DI – от английского disposable income – распола-

гаемый доход.

0 < APS < 1.

Средняя склонность к потреблению (APC) – доля потребления в располагаемом доходе:

C

Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru APC = ,

DI

где С – потребление; DI – располагаемый доход.

0 < APC < 1.

Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сбе- регается, при любом его уровне сумма потребляемой и сберегаемой частей должны исчерпать весь доход:

АРС + APS = 1.

При изменении располагаемого дохода вычисляют предельную склонность к сбережению и потреблению.

Предельная склонность к сбережению (MPS) – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:

∆S

MPS =

,

Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru ∆DI

где ∆S – изменение величины сбережений; ∆DI – изменение распола-

гаемого дохода, вызвавшего такое изменение сбережений.

0 < МPS < 1.

Предельная склонность к потреблению (MPC) – доля прироста потребления в изменении располагаемого дохода:

∆C

МРС =

,

Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru ∆DI

где ∆C – изменение величины потребления; ∆DI – изменение распо-

лагаемого дохода, вызвавшего такое изменение потребления.

0 < МPC < 1.

МРС + MPS = 1.

Кейнсианская теория включает следующие элементы:

1) функцию потребления как зависимость от располагаемого до- хода С = С(DI), где DI – располагаемый доход;

2) предельную склонность к потреблению (MPC);

3) Кейнсианская функция потребления:

С = С0 + MPC·DI,

где С0 – автономное потребление (минимальный уровень потребления).

В каждой точке биссектрисы потребление равно располагаемому доходу (рис. 2.1), т.е. C = DI.

Графически сбережения – это величина, на которую фактиче- ское потребление за любой год отличается от положения биссектрисы (рис. 2.2):

S = DI – C.

 
  Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru

Рис. 2.1. График потребления

4) Функция сбережений: S = –C0 + MPS·DI.

 
  Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru

Рис. 2.2. График сбережений

Предельная склонность к потреблению

МРС (рис. 2.3) – это числовое значение угла наклона кривой по- требления: МРС = 15:20 = 0,75.

C

Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru DI

Рис. 2.3. Предельная склонность к потреблению

Предельная склонность к сбережению

MPS (рис. 2.4) – это числовое значение угла наклона кривой сбе- режений:

MPS = 5:20 = 0,25.

 
  Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru

Рис. 2.4. Предельная склонность к сбережению

Саймон Кузнец, американский экономист, в своей первой книге

«Столетняя динамика производства и цен» (1930 г.), посвящённой анализу экономического роста, пришел к выводу о существовании циклической составляющей в динамике производства товаров и цен.

Инвестиции

Инвестиции – вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции могут быть:

1) производственные;

2) в жильё;

3) в запасы сырья, материалов и т.д.

Валовые инвестиции – сумма вложений на расширение произ- водства и амортизационных отчислений.

Чистые инвестиции – прирост основного капитала страны в те- чение года; равны валовым инвестициям минус амортизационные от- числения.

Инвестиционный спрос – это сумма спросов на восстановление капитала и увеличение вложений в производство.

Факторы, влияющие на инвестиционный спрос:

1) объективные (ожидаемая норма прибыли, ставка процента);

2) субъективные (решения предпринимателей).

Эта кривая (рис. 2.5) является нисходящей, отражая обратную зависимость между реальной процентной ставкой и совокупным объ- ёмом спроса на инвестиции.

Кривая спроса на инвестиции смещается вправо, если есть фак- тор, приводящий к росту нормы прибыли от инвестиций.

Любой фактор, уменьшающий ожидаемую норму прибыли от ин- вестиций, приводит к смещению кривой спроса на инвестиции влево.

Кейнсианская концепция потребительского рынка - student2.ru

  % норма прибыли оцента ,     Ожидаемая чистой ставка пр   и
Инв
естиции
I
ID
Рис. 2.5. График спроса на инвестиции

Факторы, влияющие на инвестиционный спрос.

1. Расходы на приобретение, техническое обслуживание

и опе-

рационные издержки.

Если расходы на эксплуатацию

и ТО повыша-

ются,

ожидаемая норма прибыли снижается, кривая спроса на

инве-

стиции смещается влево. И наоборот.

2. Налогообложение фирм.

Рост налогов приводит

к сдвигу

кривой

спроса

на инвестиции

влево и, наоборот, уменьшение налогов – вправо.

3. Технологический прогресс стимулирует инвестиции. График инвестиций сдвигается вправо.

4. Запас капитальных товаров. Если склады готовой продукции

затоварены, а производственные мощности не загружены полностью, ожидаемая норма прибыли будет относительно низкой.

Компании, имеющие избыточные не имеют стимулов заниматься инве

производственные мощности, тированием в новый капитал.

Кривая спроса при этом сдвигается влево.

Если производственных мощностей мало, это привлекает новые

инвестиции в

отрасль. Компании будут наращивать

производство,

кривая спроса на инвестиции смещается вправо.

5. Ожидания.

Ожидания предпринимателей базируются на прогнозах:

– экономической конъюнктуры;

– внутреннего политического климата;

– международной обстановки;

– роста численности населения;

– изменения вкусов потребителей и на субъективных представ- лениях.

Оптимистичный

прогноз

продаж,

затрат

и прибылей сдвигает

кривую спроса на инвестиции влево, пессимистичный – влево.


Наши рекомендации