Позитивный анализ в сравнении с нормативным
Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть. Предположим, правительство США устанавливает квоту на импорт автомобилей. Возникает вопрос: что произойдет с ценами на отечественные машины, объемом их производства и сбытом? Какое влияние это окажет на американских потребителей и на работающих в автомобильной промышленности? Все эти вопросы — область позитивного анализа. Позитивный анализ занимает центральное место в микроэкономике. Как уже указывалось, теория разрабатывается для объяснения экономических явлений, проверяется практикой и применяется для того, чтобы построить прогнозные модели.
Использование экономической теории при прогнозировании важно как для менеджеров фирм, так и для государственных деятелей. Предположим, рассматривается новый федеральный налог на бензин. С введением нового налога изменится цена на бензин, что должно изменить спрос на малолитражные автомобили, а также их использование в повседневной жизни и т. д. Для разумного планирования своей деятельности нефтяным и автомобилестроительным компаниям, производителям запасных частей к автомобилям и фирмам, занимающимся туризмом, потребуется определить, какими будут различные последствия изменения налоговой политики государства. Правительственным ведомствам и политическим деятелям также потребуются количественные оценки последствий введения нового федерального налога. Они должны будут определить дополнительные расходы потребителей (сгруппированных по категориям доходов), связь нового налога с получаемой дополнительной прибылью в нефтяной, автомобильной промышленности и сфере туризма, а также размер ежегодных поступлений в государственный бюджет.
Иногда мы хотим пойти далее объяснения и прогноза, чтобы ответить на вопрос: что же лучше? Ответ на него можно получить в результате нормативного анализа, который имеет важное значение и для менеджеров фирм, и для «архитекторов» новой государственной политики. Вернемся к примеру с новым налогом на бензин. Авто-
мобильные компании захотят определить оптимальную (максимальную) прибыль, объемы выпуска больших и малолитражных автомобилей после принятия налога, размеры капиталовложений, необходимых для перехода к выпуску экономичных автомобилей. Политических лидеров будет интересовать вопрос о том, каким образом новый налог отвечает государственным интересам. Одни и те же политические цели (например, увеличение поступлений в государственный бюджет и уменьшение зависимости от импорта нефти) могут быть достигнуты с меньшими издержками при другом виде налога — пошлине на импортируемую нефть.
Нормативный анализ касается не только качественного выбора экономической политики. Он включает также разработку ее конкретных вариантов. Например, как только решено, что налог на бензин желателен, возникает вопрос о его размерах. Учитывая баланс расходов и доходов, мы задаемся вопросом о том, каков оптимальный размер налога на бензин.
Нормативный анализ зачастую дополняется оценочными суждениями. Например, сравнивая налог на бензин и пошлину на импортируемую нефть, можно прийти к заключению, что хотя налогом на бензин легче управлять, но он имеет гораздо большее воздействие на потребителей с низким доходом. В этот момент общество должно сопоставить социальную справедливость с экономической эффективностью. Когда привлекаются оценочные суждения, микроэкономика бессильна ответить на вопрос, в чем заключается наилучший вариант политики. Однако она может показать взаимовлияние факторов и тем самым поможет прояснить спорную проблему.
1.3. Зачем изучать микроэкономику!
Мы полагаем, что после прочтения данной книги у вас не останется сомнений в важности и широком применении микроэкономики. Фактически одна из наших основных целей — показать, как применять принципы микроэкономики при принятии хозяйственных решений. Приведем два примера, показывающих применение микроэкономики на практике.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ КОРПОРАЦИИ: «ФОРД» ПРЕДСТАВЛЯЕТ «ТАУРУС»
В конце 1985 г. «Форд» представил на рынок новую модель автомобиля «Таурус», имеющую эффективную аэродинамическую форму и передний привод. Машина пользовалась огромным успехом и позволила «Форду» почти удвоить прибыль к 1987 г. Дизайн и эффективное производство этого автомобиля были связаны с использованием новейших достижений инженерной мысли, затрагивали также немало экономических вопросов.
Менеджеры фирмы должны были понять, насколько благоприятно новый дизайн модели будет воспринят покупателями. Будут ли потребители удовлетворены внешним видом и техническими характеристиками машины? Каков будет начальный спрос, как он будет изменяться во времени и как на него повлияет цена автомобиля? Изучение запросов потребителя, прогнозирование спроса на новый автомобиль, изменение спроса в связи с изменением цены на машину составили существенную часть программы «Таурус».
Затем «Форд» должен был определить стоимость модели: установить издержки производства и их изменение в зависимости от объема ежегодного выпуска машины. Необходимо было также учесть и результаты переговоров с профсоюзами о размере заработной платы, цене на сталь и другое сырье. Следовало проанализировать размер и скорость снижения издержек производства по мере накопления производственного опыта. Эти данные требовались для того, чтобы ответить на вопрос, как получить максимальную прибыль и какой при этом запланировать объем ежегодного выпуска автомобилей.
«Форд» должен был также разработать стратегию ценообразования, а кроме того, взвесить, как отреагируют на эту стратегию конкуренты. Например, следует ли назначить низкую цену за базовую «облегченную» модель, но высокую цену за индивидуальные модели с кондиционером воздуха и системой гидравлического управления? Или будет более выгодно производить машины как «стандартные» и назначать более высокую цену за весь набор? Как отреагируют конкуренты вроде ДМ («Дженерал Моторс») и «Крайслер» независимо от назначенной «Фордом» цены? Попытаются ли ДМ и «Крайслер» сбить цены «Форда» за счет снижения собственных цен? Сможет ли
«Форд» удержать ДМ и «Крайслер» от снижения цен, угрожая ответить на это скидкой с собственных цен?
Программа по «Таурусу» требовала больших капиталовложений в новое производственное оборудование, и компания должна была оценить связанный с этим риск и возможные последствия. Часть риска была связана с неопределенностью будущих цен на бензин (более высокие цены на бензин приведут к увеличению спроса на малолитражные машины), а часть — с неопределенностью размеров заработной платы рабочим фирмы. Что произойдет, если мировые цены на нефть снова поднимутся в 2—3 раза или правительство введет новый налог на бензин? Насколько сильны будут профсоюзы при переговорах по заработной плате и как это повлияет на ее размер? Каким образом учесть неопределенность в ответах на поставленные вопросы при принятии решений о капиталовложениях?
«Форд» должен был также решить и определенные организационные проблемы, поскольку он представляет собой интегрированную фирму, в которой одни подразделения производят отдельные узлы, а другие потом проводят сборку автомобилей. Необходимо было назначить вознаграждение менеджерам различных подразделений. Какую цену назначать подразделению сборки автомобилей за двигатели, получаемые им из другого подразделения? Следует ли получать все детали и части со своих заводов или некоторые из них лучше приобретать на стороне?
Наконец, «Форду» было необходимо учесть в своей деятельности требования правительственных и законодательных органов. Например, модель нового автомобиля должна отвечать федеральным предельно допустимым концентрациям (стандартам) по выбросу выхлопных газов, а процесс сборки на поточной линии должен соответствовать правилам техники безопасности и охраны труда. Каково наиболее вероятное изменение этих правил и стандартов во времени? Как они повлияли бы на расходы и доходы компании?
ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: СТАНДАРТЫ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ВЫХЛОПНЫМ ГАЗАМ
В 1970 г. федеральный закон об охране воздушного пространства установил жесткие ограничения на содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей.
Эти ограничения стали значительно жестче, и если правительственная программа будет реализована к 90-м годам, содержание окиси азота, углеводорода и окиси углерода в выхлопных газах автомобилей должно снизиться примерно на 90 % по сравнению с уровнем 1970 г.
Принятие программы, включающей закон об охране воздушного пространства, связано с тщательным анализом воздействия выхлопных газов на здоровье людей и окружающую среду. Однако она обусловлена и экономическими вопросами. Во-первых, правительство должно оценить финансовое воздействие программы на доходы потребителей. Стандарты по выхлопным газам влияют как на цену автомашины (потребуется преобразователь-катализатор, который поднимет стоимость автомобиля), так и на стоимость ее эксплуатации (расход бензина будет ниже, но преобразователи потребуют ремонта и ухода). В конечном итоге большая часть дополнительных расходов ложится на потребителей, и поэтому важно определить, как программа повлияет на уровень жизни. Это потребует анализа потребительских приоритетов и спроса. Например, будут ли потребители меньше пользоваться автомобилями и тратить больше средств на другие товары? Если так, то останется ли уровень жизни на прежнем уровне?
Чтобы ответить на эти вопросы, правительству необходимо определить, как введение новых стандартов повлияет на издержки производства автомобилей. Смогли бы автомобилестроительные компании использовать альтернативные материалы для производства машин, с тем чтобы рост издержек оказался незначительным? Затем правительству необходимо знать, как изменения в издержках производства повлияют на объемы выпуска продукции и цену на новые автомобили — будут ли дополнительные издержки возмещены за счет компаний или будут переложены на потребителей в форме более высоких цен?
Наконец, правительству необходимо понять, почему проблемы, связанные с загрязнением воздуха, не решаются в условиях рыночной экономики. Ответ заключается в том, что издержки по охране воздушного пространства являются как бы внешними для фирмы. Если фирмы не заинтересованы в решении проблемы выхлопных газов, то необходимо определить наиболее эффективные стимулы производства экологически чистых двигателей. Стоит ли устанавливать ограничения или более рентабельным было бы ввести штраф за загрязнение воз-
духа? Сможет ли правительство разрешить эти проблемы? Основной вопрос заключается в том, имеет ли смысл разработка программы контроля над автомобильными выхлопными газами на основе расчета затрат и результатов.
Оправдывают ли эстетические, медицинские и другие
выгоды чистого воздуха более высокие расходы, связанные с производством машин?
Это только два примера применения микроэкономики. Вы встретитесь с большим количеством примеров на страницах этой книги. Многие из ее предложений связаны с рынками и ценами. Эти два слова вошли в наш повседневный язык, но важно уяснить, что они означают в микроэкономике.
Рынки и цены
Мы можем подразделить отдельные экономические субъекты на две группы согласно их функциям — покупателей и продавцов. К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их. Очевидно, что большинство людей и фирм действуют одновременно как покупатели и как продавцы, но для нас удобнее считать их покупателями, когда они приобретают что-то, и продавцами, когда они чем-нибудь торгуют.
Взаимодействуя, покупатели и продавцы образуют рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена. Следует отметить, что рынок не исчерпывается одной отраслью промышленности. Отрасль промышленности — это совокупность фирм, торгующих одним и тем же или родственными видами товаров.
Рынки являются центром экономической деятельности, и многие наиболее важные экономические проблемы связаны с функционированием рынка. Например, почему на некоторых рынках только несколько фирм конкурируют друг с другом, в то время как на других рынках представлено куда большее количество компаний? Обязательно ли обилие фирм-конкурентов означает выгоду для потре-
бителей? Следует ли .правительству вмешиваться, когда на рынке действует всего несколько фирм? Почему на одних рынках цены поднимаются и быстро снижаются, а на других они практически остаются на том же уровне? Какие рынки сулят лучшие возможности предпринимателю, собирающемуся начать свое дело?