Формирование и развитие системы международных транспортных коридоров
Создание международных транспортных коридоров (МТК) в целях обеспечения сотрудничества между европейскими государствами является одной из современных тенденций развития мирового транспорта и важным фактором дальнейшего размещения производительных сил в современной мировой экономике. Организация МТК была инициирована в середине 80-х гг. XX в. Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ООН).
Официальное начало формированию МТК как элементов транспортной инфраструктуры было положено на Второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся в 1994 г. на острове Крит. Оно было вызвано быстрым ростом межгосударственных экономических и культурных связей и имело целью улучшение и удешевление международного сообщения за счет повышения согласованности в развитии и эксплуатации взаимодействующих звеньев транспортной инфраструктуры различных стран. До этого вопросы развития транспортной инфраструктуры в странах Западной Европы рассматривались на протяжении достаточно продолжительного времени в рамках формирования ЕС. В частности, анализировались транспортные потоки между странами Скандинавии и Южной Европы на основе интермодального подхода для освоения объемов перевозок на этом направлении. Изучались автомобильные и железнодорожные перевозки в тяготеющих к данному транспортному коридору странах — Швеции, Дании, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Швейцарии и Италии. Были разработаны методы оценки целесообразности использования отдельных видов транспорта и их комбинирования для выбора главных направлений обеспечения перевозок и совершенствования транспортной инфраструктуры.
В первой половине 1990-х гг. решение этих проблем стало особенно актуальным для обеспечения динамично развивающихся связей между странами западной и восточной частей Европы, экономика которых длительное время основывалась на различных исходных предпосылках, что затрудняло развитие интеграционных процессов.
Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские страны приступили к формированию системы панъевропейских транспортных коридоров (Pan-European Transport Corridors — РЕТС), которые включают в свой состав совокупность магистральных коммуникаций с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.
В формировании и развитии системы панъевропейских транспортных коридоров активное участие принимают Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), КВТ ЕЭК ООН, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также заинтересованные страны.
Решения по вопросам согласованного развития транспортных направлений, обеспечивающих международные связи в Европе, принимались на трех общеевропейских конференциях по транспорту (г. Прага, 1991 г.; о. Крит, 1994 г.; г. Хельсинки, 1997 г.).
Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком Европы, характеризующиеся крупными устойчивыми грузо- и пассажиропотоками, были определены на Второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров.
Три коридора (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации и включают отечественные транспортные коммуникации.
На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было принято решение об открытии десятого коридора; была поддержана концепция совместного инвестирования общеевропейской транспортной инфраструктуры, создаваемой соединением Трансъевропейской транспортной сети (ТЭС) с соседними странами; отмечена важность развития евроазиатских связей, и в этом контексте принято решение о продлении коридора № 2 до Нижнего Новгорода с возможностью выхода на Транссибирскую магистраль (Транссиб).
Принятая система десяти панъевропейских транспортных коридоров, включающая основные маршруты и ответвления от них, представлена в табл. 7.4.
Таблица 7.4