Состав национальных счетов СНС и их характеристика
Для анализа экономической деятельности групп институциональных единиц на национальном уровне экономические операции представляются в СНС в виде счетов. Различают следующие группы счетов:
− счета для секторов экономики;
− счета для отраслей экономики;
− счета для отдельных экономических операций;
− консолидированные счета (для экономики в целом).
Стандартный набор СНС включает следующие группы счетов и балансов:
1. Счета внутренней экономики:
а) текущие счета:
− счет производства;
− счет образования доходов;
− счет первичного распределения доходов;
− счет перераспределения доходов;
− счет перераспределения доходов в натуральной форме;
− счет использования доходов;
− счет использования скорректированного дохода;
б) счета накопления:
− cчет операций с капиталом;
− финансовый счет;
− счет прочих изменений в активах;
в) счет товаров и услуг;
2. Счета внешней экономики:
− счет товаров и услуг;
− счет первичных доходов и текущих трансфертов;
− счет операций с капиталом;
− финансовый счет;
− счет прочих изменений в активах;
− счет переоценки;
3. Балансы активов и обязательств:
− начальный баланс активов и пассивов;
− заключительный баланс активов и пассивов.
В счетах СНС различают две стороны: ресурсы и использование. В соответствии с принципом двойной записи каждая операция в счетах отражается дважды: один раз в ресурсах, другой – в использовании. В каждом счете сумма записей, относящихся к ресурсам (источникам), должна быть равна сумме записей, относящихся к использованию. Показатели в счетах СНС можно разделить на входящие и расчетные. Расчетные показатели находятся из условия баланса между входящими в счет показателями ресурсов и показателями использования, поэтому они называются балансирующими. Балансирующий показатель одного счета является входящим в следующий счет, характеризующий дальнейший этап экономического процесса на стадиях производства, распределения, потребления и накопления. Например, показатель валового внутреннего продукта (ВВП) может являться балансирующим в счете производства и входящим в следующем счете – счете образования доходов.
Переход счетоводства в Республике Беларусь на систему национальных счетов в 90-х годах прошлого века оказался необходимым в связи с преобразованием командно-административной экономики в рыночную, формированием единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а так же в связи с вовлечением стран в интенсивное международное разделение труда.
СНС Республики Беларусь, основываясь на стандартах национального счетоводства ООН и Европейской системы интегрированных экономических счетов, содержит в себе счета для внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей. К счетам для внутренней экономики относятся: счет производства, счет образования доходов, счет распределения доходов, счет использования доходов, счет капитальных затрат, финансовый счет, счет продуктов и услуг (сводный). Счета внешнеэкономических связей представлены счетами текущих операций, капитальных затрат и финансовым счетом. Связующим звеном в СНС являются скоординированные между собой макроэкономические показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития страны и регионов.
Сложность формирования СНС Республики Беларусь, основанной на стандартах ООН, в настоящее время связана со многими проблемами во всех сферах жизнедеятельности общества в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования в экономике. Решение этой задачи идет по пути разработки и постоянного совершенствования концептуальных, теоретических, организационно-правовых, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой система национальных счетов?
2. Как классифицируются счета в СНС?
3. Какие макроэкономические показатели используются в СНС на стадии использования доходов и накопления?
4. Назовите основные принципы построения СНС.
5. Что отражается в последовательности счетов СНС?
6. Какие особенности перехода Республики Беларусь на СНС?
Задачи
1. Имеется информация о производстве и распределении ВВП страны (в фактических ценах, млн. ден. ед.):
Показатель | Выпуск | Промежуточное потребление | Оплата труда наемных работников | Налоги за исключением субсидий, связанных с производством | Валовая прибыль и смешанные доходы |
Производство товаров | 308 720 | 216 671 | 39 754 | 51 538 | |
Производство услуг | 151 800 | 60 553 | 46 686 | 2 806 | 41 756 |
Оплата услуг финансовых посредников | - | 2 806 | - | - | -2 806 |
Налоги за исключением субсидий на продукты | - | - | - |
Определите: 1) валовую добавленную стоимость; 2) ВВП производственным методом (см. тему 2.3); ВВП распределительным методом (см. тему 2.4); 4) структуру ВВП на стадии распределения.
2.Имеются данные по отдельным макроэкономическим показателям страны
в фактических ценах, млн. ден. ед.:
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Конечные расходы, в т. ч.: | 83 569 | 133 090 | 168 904 |
Домашних хозяйств | 58 323 | 96 536 | 49 899 |
Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 3 126 | 4 206 | 3 950 |
Общего государственного управления | 22 120 | 32 348 | 45 055 |
Валовое накопление основного капитала | 20 096 | 32 785 | 44 747 |
Изменение запасов материальных оборотных средств | 1 128 | -707 | -2 707 |
Приобретение активов за вычетом выбытия ценностей | |||
Сальдо экспорта-импорта товаров и услуг | -2 333 | 7 638 | 9 891 |
Потребление основного капитала | -19 281 | -30 223 | -38 685 |
Определите: 1) ВВП методом конечного использования за каждый год (см. тему 2.5); 2) чистый внутренний продукт за каждый год; 3) структуру конечных потребительских расходов за каждый год; 4) на сколько млн. ден. ед. и и на сколько процентов в среднем ежегодно рос объем ВВП, чистого валового продукта и расходов конечного потребления за период 2010-2012 гг. Сделайте выводы.
3. Оплата труда работников составила в отчетном году 5200 млрд. руб.; чистые налоги на производство и импорт - 900 млрд. руб.; валовая прибыль экономики - 3300 млрд. руб.; чистые доходы от собственности, переданные за границу - 13 млрд. руб.; текущие трансферты, полученные из-за границы - 330 млрд. руб.; переданные за границу - 320 млрд. руб.
Определить: Валовой национальный доход (ВНД) и ВНРД (см. тему 2.4).