Система национальных счетов. В экономической теории и статистике широко использу­ются взаимосвязанные показатели национальных счетов

В экономической теории и статистике широко использу­ются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рас­считываются на основе ВВП. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели -объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные рас­ходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движе­ния, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечно­го использования. Ее показатели отражают структуру рыночной эконо­мики, институты и механизмы функционирования.

СНС возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х - первой половине 40-х годов. Можно считать, что к созданию национальной сис­темы учета статистиков и экономистов подтолкнула Великая депрессия 1929-1933 гг. Для конъюнктурной оценки развития экономики и разра­ботки экономических и политических мероприятий требовалась оценка хозяйственной деятельности на основе синтетических показателей, вза­имосвязанных между собой. Таким образом, практические нужды при­вели к возникновению идеи национального счетоводства, системы макроэкономических показателей, отражающих все основные параметры функционирования экономики. Первые расчеты национального дохода были произведены в США в 1932 г. К этому же периоду относятся пер­вые официальные оценки национального дохода Германии и Японии. Позднее официальные оценки национального дохода были произведе­ны в Великобритании и Франции.

Теорию национального счетоводства на протяжении двух столетий создавали многие экономисты-теоретики и практики, среди которых не­обходимо отметить имена таких ученых XX в., как Р. Стоуна, А. Мэдисо­на, Э. Денисона, В. Леонтьева (США), Ф. Перру (Франция), Дж. Хикса, Дж. М. Кейнса (Великобритания).

Особое внимание совершенствованию СНС уделяют международ­ные организации и, прежде всего, ООН. Стандартная система нацио­нальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН, приме­нялась с 1953 г. Это была система из шести счетов, которые давали воз­можность оценить экономическое развитие страны. В 1968 г. была вве­дена новая версия международного стандарта СНС, которая существо­вала до 1993 г. и включала следующие счета:

1. Сводные счета.

2. Счета производства, потребления и использования капитала.

3. Счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат.

СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-веществен­ные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с дви­жением финансовых потоков.

С 1993 г. действует третья модификация международной стандарт­ной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах.

При разработке этой системы были определены границы «экономи­ческого производства» (т. е. сферы производства ВВП, которые охваты­вают производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, уборка жилища, вос­питание детей и т. д.). В производство включена деятельность по защи­те окружающей среды.

Использование системы национальных счетов необходимо для про­ведения эффективной макроэкономической политики государства, эко­номического прогнозирования, а также для международных сопоставле­ний национального дохода.

В целом рекомендованные Статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНС представ­ляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межот­раслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное по­требление).

Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.

Чистый внутренний продукт (ЧВП)представляет собой ВВП за вы­четом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП мож­но измерить годовой объем производства, который экономика (предпри­ятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов: ЧВП = ВВП - амор­тизация. Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает возмещение запаса капитала, который использовался в текущем году.

Национальный доход (НД).Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы получаем по­казатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ре­сурсов, национальный доход является измерителем их доходов от уча­стия в производстве за текущий период.

Располагаемый доход (РД), или личный располагаемый доходпредставляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отли­чающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь сле­дует отметить, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распо­ряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществ­ленные государством, не являются результатом хозяйственной деятель­ности работника, но представляют часть их дохода. Таким образом, рас­полагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное стра­хование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибы­лей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имуще­ство, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов обще­ства и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.

Итак, взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

валовой внутренний продукт (ВВП)- амортизация=

чистый внутренний продукт (ЧВП)- косвенные налоги=

национальный доход (НД)- налоги на прибыль предприятий - взносы на социальное страхование - индивидуальные подоходные налоги - нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи =располагаемый доход (РД).

§ 5. ВВП и «чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ)

Насколько точно показатель ВВП измеряет экономичес­кую активность и благосостояние нации? Этот вопрос вызывает особый интерес экономистов в связи с рядом причин.

Во-первых, не вся деловая активность учитывается в официальном показателе ВВП. Существует ряд благ, которые трудно поддаются изме­рению, поскольку они не имеют рыночной оценки (не реализуются на рынке). Прежде всего, это деятельность в рамках домашнего хозяйства - приготовление еды, воспитание детей, ремонт своими силами и вооб­ще деятельность по принципу «сделай сам»; добровольный труд, напри­мер, работа по уборке территории вокруг своего дома (вспомним «суб­ботники» и «воскресники», которые каждой весной организуют муници­палитеты в российских городах, приглашая жителей микрорайона очис­тить свои дворы от грязи, накопившейся за зиму); помощь соседям; бла­готворительная деятельность и т. п.

Во-вторых, деятельность в сфере теневой экономики, т.е. деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства. Здесь следует различать два типа сделок (трансакций): сделки, которые не являются нелегальными с точки зрения закона (например, репетитор­ство), но, осуществляя их, люди нарушают налоговое законодатель­ство, так как не декларируют свои доходы. Другой тип трансакций - незаконная деятельность (проституция, производство и продажа нарко­тиков, торговля оружием и т. п.).

Можно ли измерить деятельность в сфере теневой экономики? В принципе, если бы теневая экономика отражалась бы в системе нацио­нальных счетов, то она перестала бы быть теневой. Следует заметить, что современная версия СНС ООН (1993 г.), о которой шла речь в пре­дыдущем параграфе, рекомендует учитывать активность в теневом сек­торе экономики. Проблема состоит в том, какими методами измерить результаты деловой активности экономических агентов, которые созна­тельно скрывают ее. Поскольку представители теневой экономики не подают налоговых деклараций, постольку речь может идти лишь о кос­венных оценках деятельности теневого сектора. Для этого экономиста­ми разработан ряд показателей, позволяющих учесть масштабы неле­гальной экономики. В зависимости от выбранного метода оценки, ре­зультаты могут оказаться неодинаковыми. Вот почему цифры, характе­ризующие масштаб теневой экономики в одной и той же стране, могут оказаться различными. Наиболее известными методами оценки теневой экономики являются следующие:

• Анализ спроса на наличность (подход основан на том, что тене­вая экономика поглощает подавляющую часть наличных денег - ведь нелегальные сделки совершаются за наличные - за вычетом денег на руках у населения).

• Метод учета расхода электричества (поскольку электроэнергию нельзя запасать впрок, постольку превышение темпов спада реального ВВП над темпом спада объема потребления электроэнергии свидетель­ствует о ее потреблении теневым сектором).

• Расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами.

• Расхождение между доходами и расходами.

В таблице 16.2. приведены оценки масштабов теневой экономики по некоторым странам, основанные на методе анализа спроса на деньги.

Таблица 16.2[2]

Наши рекомендации