Идеология национального возрождения и развития
Назаров Валентин Игоревич
Профессор Международного Славянского института
ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
(доклад на пленарное заседание Международной Славянской академии 14.12.2016)
«Русское дело есть сразу дело религиозное, национальное
и государственное; и тот, кто упускает хотя бы
одну из этих сторон, тот упускает всё сразу»
И.Ильин
В 1989 году Френсис Фукуяма опубликовал известную статью «Конец истории» (ставшую в 1992 году книгой), в которой он указал на онтологическое и гносеологическое единство либерально-капиталистического и поздне-социалистического путей развития человечества, при каждом из которых достижение высокого уровня материального благополучия с неизбежностью ведет к триумфу демократии и полному раскрытию творческих способностей людей.
В СССР в то время этот взгляд нашел отражение в политике первичности «общечеловеческих» либеральных ценностей в экономике и общественной жизни, а также в теории конвергенции, породивших сырьевую встроенность национальной экономики в мирохозяйственные связи, а также современную российскую «оффшорную аристократию».
Последующие события – распад СССР и соцлагеря, создание «однополярного мира», в котором «общечеловеческие ценности» не мешали уничтожать сотни тысяч людей, в том числе и по лживым предлогам (Ирак), уничтожать государственность и ввергать в кровавый хаос страны и целые регионы, а также первая волна экономического Кризиса, - показали, что вся система общественно-экономичеких отношений далека от идеала.
Эти обстоятельства позволили профессорам МГУ А.В.Бузгалину и А.И.Калганову говорить о «новых принципах социальной организации и структуризации позднего капитализма», об изменении сути современной экономики, сути денег и трудовых отношений, изменении законов обращения и накопления капитала, что «порождает систему глобальных проблем Человечества» и требует теоретического переосмысления капиталистического пути развития.
Это же позволило профессору МГИМО В.Ю.Катасонову назвать либерально-рыночную экономическую науку «современной религией».
Тревога за «общество всеобщего благоденствия» заставила Ф.Фукуяму опубликовать в 2012 году статью «Будущее истории» («Foreign Affairs», №1, 2012), где констатируется, что «…как мировой финансовый кризис, так и начавшийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор кризис зоны евро,» то есть вся «нынешняя форма глобального капитализма разрушает социальную базу среднего класса, на которой покоится либеральная демократия».
Ф.Фукуяма обосновал необходимость выработки новой идеологии, которая «… не будет рассматривать рынки как самоцель», что «…невозможно без… критики современной неоклассической экономики, начиная с фундаментальных предположений, таких как суверенитет индивидуальных предпочтений и того, что совокупный доход есть точная мера национального благосостояния», то есть под вопрос ставятся свобода предпринимательства и неограниченное имущественное расслоение обществ.
В статье также указывается, что «..критика глобализации должна быть привязана к национализму в качестве стратегии мобилизации…», что прямо указывает на своевременность выработки курса национального возрождения и развития.
Ставя под вопрос перспективы современного капитализма, Ф.Фукуяма отражает факт перехода «Эпохи Модерн» с его экономической основой на конвейерном производстве, требующем многочисленного «среднего класса» с высокими стандартами образования и потребления, - в «Эпоху Постмодерна», где «деньги растут из денег» в форме финансовых «пузырей», а в мировом валовом продукте стремительно растет доля «креативной надбавки». На смену эпохи удовлетворения материальных потребностей людей приходит эпоха удовлетворения уже чего-то невероятного и надуманного, чтобы оправдать у элиты общества свою избранность и права управления.
Как справедливо обосновал С.Е.Кургинян, «Эпоха Постмодерна» несет нам кроме унификации экономической и социо-культурной сфер, ещё и разделение Человечества на «новую псевдо-элиту» и массу «человек потребляющий», что есть утрата Человечеством своей преобразующей Природу сущности, есть факт деградации с перспективой полного вырождения и самоуничтожения. В осознании этого и состоит растерянность современных философов Запада при оценке перспектив своего развития.
Однако, идеологический тупик, в котором оказалась западная философия, был предопределен во времена К.Маркса, описавшего всю материальную основу общественного развития формулой
«Деньги – Товар – Деньги1»,
что лишь позже нашло альтернативу в трудах «космистов» Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского, Ле Руа, Тейяра де Шардена. Впрочем, и сам К.Маркс. признавал существование «азиатского способа производства», однако, не счел его исследование для себя интересным и значимым.
Между тем, с конца ХХ века именно страны азиатского мира демонстрировали чудеса экономического роста и социального развития.
Согласно учению «космистов» предназначение Человечества состоит в развитии Вселенной путем созидательного освоения природных ресурсов и формирования общественного устройства, основанного не на хищническом угнетении окружающего мира, а на внимательном и гармоничном сосуществовании – на принципах нестяжания, добротолюбия, разумной самодостаточности и самоограничения. В этом проявил себя отличный от западного – иной цивилизационный тип мировосприятия, материальная основа которого описывается более расширенной, чем у К.Маркса, формулой: