Формирования политических идей в условиях украаинского культурно-национального возрождения и просвещения (С.Ориховський -Роксолан И. Вишенского)

Эксплуатируемая, угнетенная и обиженная обществом человек предстает стержнем творчества Ивана Вышенского. Он направлен на пропаганду нравственных идеалов раннего христианства, которые выражали стремление народа к равенству, свободе, братству, справедливости, были антиподом существующих в обществе гнета и бесправия народных масс, решительно разоблачает эксплуататорскую природу магнатов и шляхты, церковных владык и высшего духовенства. Общественно-политические взгляды И. Вышенского были проникнуты реформационными идеями, глубоким демократизмом, страстной любовью к трудовому народу.

В развитии идеи украинской государственности, политического сознания народа большую роль сыграли образование, культура, искусство. Полемическая литература, сеяла благодатные зерна национального самосознания, дала мощный толчок народному образованию, необходимость которой была вызвана и общественно-экономическими факторами. Важным источником образования для молодых представителей украинских земель во времена средневековья были европейские учебные заведения, в частности, университеты Италии, Франции, Германии, Чехии, Польши Популярными среди молодежи были в те годы Парижский (Сорбонна), Кембриджский, Болонский, Гейдельбергский, Лейпцигский, кенигсбергский, Страсбургский, Краковский университстак по пивтисячолптя (ХIV-ХVИИI в.) в Падуаиському (Италия) университете получили различные научные степени или учились и не закончили около 600 (а, возможно, и больше) юношей из Украины. Развитию образования значительно способствовали братские школы. Основываясь на отечественном опыте и национальных традициях, они подносили образование на уровень тогдашних требований, усматривая в ней залог освобождения от социального и национального угнетения, основу формирования мировоззрения, государственности народа. Благодаря широкой сети школ образованность в Украине достигла высокого уровня. Арабский путешественник, архидиакон Павел Алепский, находившийся в Украине в середине XVII в., Отмечал, что по всей земле русской иностранные путешественники заметили прекрасную черту, которая вызвала удивление у них, все они, за исключением немногих, даже большинство женщин и дочерей, умели читать и знали порядок церковных служб и церковные песнопения. Посетив Вознесенский монастырь в Киеве, П. Алепский отметил, что большинство монахов не только умели читать, но и были знакомы с философией, логикой и писали произведения.

Между княжеской и казацко-гетманской временем Украина находилась под властью Литвы и Польши. В это время политическая мысль развивалась в русле гуманистической традиции, прослеживалась в работах Юрия Дрогобыча и Станислава Ореховского.

С. Ореховский молодости выступал против божественного происхождения власти, отстаивал принцип невмешательства церкви в государственные дела. Государство, по его мнению, подобная живого существа, которое имеет свое тело (посполитые), душа - (благородный состояние), ум - (король). Цель государства - сохранение набожности, благосостояния и свободы граждан.

В работе «О естественном праве» С. Ореховский одним из первых в Европе разработал концепцию естественного права, отстаивал приоритет закона над решением монарха или других должностных лиц. Однако за несколько лет до смерти в работе «Польские диалоги политические» он отошел от передовых взглядов, отстаивал превосходство папской власти над королевской. Этот принцип писатель-публицист применил при разработке пирамиды власти в Польше, которая бы напоминала треугольник, вершиной которого была духовная власть, в левом углу - священнослужители, а в правом - король.

Полемическая литература основном касалась вопросов религиозной жизни, реформы церкви, но в контексте этих проблем поднимались и политические вопросы. Оказывались два направления: первый был ориентирован на унию православной и католической церквей, второй тесно связан с антиуниатских борьбой и реформой православной церкви

Наши рекомендации