А) углубление специализации производства, которая приводит к увеличению производительности труда;

б) неделимость производства. Всякая фирма должна иметь минимальный объём ресурсов. По мере увеличения фирмы, затраты на такие ресурсы не увеличиваются, поэтому величина издержек на единицу продукции снижается;

В) применение новых технологий. На крупных предприятиях, в условиях большого объема производства высока эффективность применения новой техники, чего не могут себе позволить малые предприятия;

Г) производство побочной продукции. Большие фирмы могут использовать неизбежные отходы для вспомогательного производства, что снижает долгосрочные средние издержки.

Если на определенном временном интервале производства долгосрочные средние общие издержки производства при увеличении объема выпуска растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства, т. е. имеет место отрицательный эффект масштаба. Графически это восходящая часть кривой АТС. Например, увеличение количества применяемых ресурсов на 10 % ведет к росту объема выпуска на 7 %. Этот интервал с объемом выпуска свыше 0Q2 соответствует III варианту функционирования расширяющейся фирмы.

Причиной отрицательного эффекта могут быть:

А) технические факторы. Так, крупное производство требует соответствующей сырьевой базы, а срывы поставок ведут к повышению издержек производства;

б) организационные причины. Рост административно – управленческого аппарата, оторванность «верхних» этажей управления от производства, потеря гибкости ведут к увеличению средних общественных издержек.

Если же в течение определенного времени долгосрочные средние издержки не реагируют на изменения объема выпуска, т. е. остаются неизменными, то фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства. (Например, рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал увеличение объема производства тоже на 10 %). Этот временной интервал отвечает варианту II функционирования расширяющейся фирмы.

В настоящее время все большее значение приобретает особый вид издержек – трансакционные – или издержки по защите своих выгод в условиях рыночной экономики:

O издержки поиска информации о ценах и рынках сбыта;

O издержки по ведению переговоров, заключению контрактов, оформлению сделок;

O издержки по разработке стандартов, охране фирменных знаков и торговых марок;

O издержки по защите прав собственности с помощью юридической системы и т. д.

Доход и прибыль фирмы

Итогом хозяйственной деятельности – предприятия выступает доход. Это определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации продукции за определенный период времени. В категории «доход» отражается экономическая результативность деятельности фирмы, ее хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, еговеличина свидетельствуют о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании производимой ею продукции и о месте и роли фирмы на рынке. Различают общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход (TR) (total revenue) – это общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации продукции.

TR = P × Q,

где P – цена реализации единицы продукции;

Q – количество единиц продукции.

Средний доход (AR) (average revenue) – величина денежной выручки, приходящейся на единицу реализуемой продукции. Он равен средневзвешенной цене единицы продукции, реализованной в течение определенного периода времени.

А) углубление специализации производства, которая приводит к увеличению производительности труда; - student2.ru

Расчет среднего дохода применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой продукции состоит из нескольких товаров или услуг.

Предельный доход (MR) (marginal revenue) – приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

А) углубление специализации производства, которая приводит к увеличению производительности труда; - student2.ru

где ΔTR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

Δ Q – прирост объема производства и реализации на единицу продукции

Как правило, валовой доход фирмы состоит из: 1) выручки от реализации продукции и 2) внереализационных доходов.

Выручка от реализации продукции (net sales product) – это денежные средства, которые поступают на счет фирмы от реализации продукции. В основном соответствует принятому в мировой практике показателю «объем продаж»

Внереализационные доходы – денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и т. д.

От величины дохода зависит прибыль фирмы. Современная экономическая теория трактует прибыль как доход от использования всех факторов производства – труда, капитала, земли и предпринимательства.

Но в то же время прибыль – понятие не однозначное, т. к. существует нормальная прибыль как элемент внутренних издержек, обусловленный природой бизнеса. Поэтому предприниматель рассматривает нормальную прибыль как отдачу от вложенного капитала, как предпринимательский доход. (Нормальная прибыль – элемент издержек.)

А) углубление специализации производства, которая приводит к увеличению производительности труда; - student2.ru

Наши рекомендации