Система страхования вкладов
Воздействие центрального банка на стабильность банковской системы.
Система страхования вкладов
Одной из основных целей деятельности центральных банков многих стран выступает обеспечение стабильности банковской системы. Для реализации данной цели центральные банки осуществляют постоянный надзор за банковской деятельностью.
Объективные причины необходимости банковского надзора:
значимость кредитных организаций для экономики (в силу их функций);
необходимость зашиты интересов клиентов кредитных организаций;
обеспечение правопорядка в банковской системе;
поддержание конкуренции и недопущение монополизации банковской деятельности; содействие повышению эффективности банковской деятельности.
Эффективный надзор за банковскими учреждениями — обязательный компонент устойчивой экономики, в которой банковская система играет центральную роль в осуществлении платежей, привлечении и распределении сбережений. Задача надзора — добиться, чтобы банки функционировали безопасно и надежно и обладали достаточным капиталом и резервами для покрытия рисков, возникающих в их деятельности.
Основная цель надзора за банковской деятельностью — защита интересов вкладчиков банков и обеспечение стабильности банковской системы.
Система надзора за деятельностью кредитных организаций включает в себя следующие формы надзора:
— межгосударственный контроль;
— государственный контроль;
— ведомственный контроль;
— аудиторский контроль;
— учредительский контроль.
Межгосударственный контроль проводится в рамках различных объединений и группировок самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики.
Государственный контроль по отношению к банкам основан на совокупности различных законов, законодательств, постановлений, инструкций.
Ведомственный контроль осуществляется органами, ответственными за проведение банковского надзора. Органы государственного управления банковским сектором можно условно разделить на две группы:
— органы общей компетенции (налоговые, таможенные и проч.),
для которых банковский сектор не является единственно приоритетным;
— органы специальной компетенции, ответственные за осуществ
ление контроля за банковской деятельностью.
Поскольку организация надзора во многом обусловлена историческими традициями и национальными особенностями, принято выделять три группы стран:
— страны, в которых центральный банк разделяет обязанности по
надзору с другими государственными органами (США, Германия,
Франция, Япония и др.);
— страны, где центральный банк монопольно осуществляет над
зор за кредитными организациями (Италия, Нидерланды, Россия);
— страны, в которых органы надзора отделены от центрального
банка (Канада, Швейцария).
В России деятельность кредитных организаций контролирует ЦБ РФ. Он осуществляет лицензирование банковской деятельности, текущий дистанционный надзор, инспектирование, проводит работу с проблемными кредитными организациями, а также участвует в ликвидации кредитных организаций.
Лицензирование - неотъемлемая часть банковского надзора, поскольку уже на этой стадии закладываются основы стабильности деятельности будущей кредитной организации и банковской системы в целом. В мировой практике при лицензировании предъявляются, как правило, требования к минимальному размеру уставного капитала, а также к руководителям кредитной организации и антимонопольные требования.
Банк России к вновь создаваемым кредитным организациям предъявляет следующие требования:
— требования к минимальному размеру уставного капитала, его
структуре и качеству;
— требования к учредителям;
— квалификационные требования к высшему менеджменту кре
дитной организации;
— организационно-технические требования.
Эти требования направлены на формирование стабильной, надежно функционирующей банковской системы.
Инструментами текущего надзора за деятельностью кредитных организаций являются дистанционный надзор и инспектирование. Дистанционный надзор - контроль за деятельностью кредитных организаций посредством сбора и анализа их отчетности. Достоинство дистанционного надзора его регулярный характер, недостаток — возможность получения необъективных данных. Так как получить комплексную оценку финансового состояния кредитных организаций посредством дистанционного надзора нельзя, необходимы инспекционные проверки их деятельности. Задачи инспектирования:: контроль соблюдения кредитной организацией норм действующего законодательства, проверка правильности и достоверности составления отчетности и оценка общего финансового состояния кредитной организации. На основании данных дистанционного надзора и инспектирования центральный банк обеспечивает стабильность деятельности кредитной организации и банковской системы в целом. В случае обнаружения проблем в деятельности кредитной организации центральный банк может потребовать у нее проведения мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния
В процессе функционирования коммерческого банка может сложиться ситуация, когда кредитный институт становится неспособным исполнять собственные обязательства в срок и в полном объеме. Причиной тому может стать рискованная кредитная политика, неадекватная оценка кредитных рисков, некомпетентность банковского менеджмента и т.д. Для исправления данной ситуации необходимо проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации.
Под реструктуризацией кредитной организации понимается комплекс мер, направленных на преодоление ее финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации. Проведение этих мероприятий необходимо для обеспечения сохранности средств вкладчиков, а также для поддержания доверия населения к национальной банковской системе и национальной денежной единице.
В России для осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций в 1998 г. было учреждено Агентство по реструктуризации кредитных организаций({АРКО). Непосредственной причиной создания АРКО именно в этот период стал тяжелый финансовый кризис, поразивший всю экономическую систему страны.
Основная цель деятельности АРКО - преодоление финансовой неустойчивости, восстановление платежеспособности значимых для отечественной экономики кредитных организаций. Основные функции АРКО:
— принимать под свое управление кредитные организации;
— участвовать в формировании органов управления кредитных
организаций, находящихся под управлением АРКО;
— осуществлять мероприятия по реструктуризации кредитных ор
ганизаций, находящихся под управлением АРКО;
— привлекать необходимые финансовые средства для реализации
мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;
— создавать организации, в том числе кредитные, необходимые
для осуществления задач и функций АРКО;
— взаимодействовать с Правительством Российской Федерации и
Банком России при осуществлении мероприятий по реструктуризации
кредитных организаций.
Деятельность АРКО вряд ли можно признать эффективной, поэтому было принято решение о его ликвидации.
— На сегодняшний день для обеспечения стабильности банковской системы создан институт страхования вкладов. Непосредственным исполнителем работы по обеспечению функционирования данной системы является Агентство страхования вкладов (АСВ).