Лекция 4.Общая характеристика рыночного хозяйства
Рынок – это форма взаимодействия независимых продавцов и покупателей. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.
К ним можно отнести производителей и потребителей. Одни производят товар, другие – потребляют его. Далее, они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Следующим элементом рыночной экономики выступают цены. Равновесная цена образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Важнейший элемент – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Существуют следующие виды конкуренции:
1) Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к недобросовестной конкуренции относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.
2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. Иначе это называют ценовой войной. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным и фирменным знаком.
Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция.
Основные признаки совершенной конкуренции:
1. множество мелких покупателей и продавцов
2. однородность продукта, т.е. товары идентичны и взаимозаменяемы.
Пример: с\х продукты, валюта или акции.
3. покупатель и продавец не влияют на рыночную цену, они являются «ценополучателями».
4. игнорирование соперников, независимо действующих на рынке.
5. отсутствие условий для ценовой и неценовой конкуренции
6. полная информированность покупателей и продавцов о состоянии рынка. Информация распространяется быстро и ничего не стоит.
7. рациональное поведение всех участников рынка.
8. мобильность производственных ресурсов
9. свобода вхождения в рынок и выхода из него.
Основные признаки чистой монополии:
1. Одна фирма и много покупателей.
2. уникальность продукта, т.е. нет близких заменителей (электроэнергия)
3. значительные экономические, юридические и технологические барьеры для
вхождения на рынок.
4 полный контроль за объемом производства и значительная власть над ценой. 5информированость фирмы о состояние рынка.
Основной источник монопольной власти – это наличие барьеров входа.
Виды барьеров для вступления на рынок.
1. экономические преимущества крупного производства, т.е. существование положительного эффекта масштаба.
2. лицензирование, какого – либо вида деятельности.
3. патенты и авторские права.
4. собственность на уникальные природные ресурсы.
5. нечестная конкуренция ( подкуп должностных лиц для получения лицензии, научно-технический и промышленный шпионаж,демпинговые цены, антиреклама, подделка торговой марки и упаковки ).
Виды монополии:
1. Естественная монополия – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума, только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.
Пример: телефонная связь, водохозяйственная система, метро и т.д.
2. закрытая или легальная монополия (основанием служат патенты, авторские права, торговые знаки).
3. открытая или нелегальная монополия (нет легальной защиты от конкуренции)
4. монопсония – рынок с большим количеством продавцов и лишь с один покупателем.
5. Картель – объединение фирм, какой – либо отрасли для ведения единой экономической политики.
Показатели монополистической власти.
Монополистическая власть является величиной обратной эластичности спроса. Опираясь на это положение, французский экономист Лернер в1934г. предложил следующий индекс:
Р – МС 1
I L = Р = Еd
Данный индекс изменяется от 0 до 1, чем больше значение принимает I L ,тем больше монополистическая власть. При совершенной конкуренции данный показатель равен 0.
Для определения степени концентрации рынка используется индекс Хиршмана – Херфиндаля, который рассчитывается как сумма квадратов рыночных. долей всех фирм отраслей.
I = S12 + S22 +…+ Sn2
где S1 – удельный вес самой крупной фирмы и т.д.
Данный индекс принимает тем меньшее значение, чем больше фирм работает на данном рынке.
Основные признаки олигополии:
1. Незначительное количество фирм (как правило, не более 10)
2. продукт может быть стандартным (металлургическая. промышленность), так и дифференцированным (автомобильная промышленность)
3. значительные барьеры для вхождения на рынок (положительный эффект масштаба, лицензирование, затраты на рекламу)
4. значительная власть над ценой
5. неценовая конкуренция преобладает над ценовой .
6. значительная взаимозависимость производителей.
При олигополии фирмы могут вести себя следующим образом:
-не учитывается поведение других производителей, как при совершенной конкуренции (некооперативное поведение).
-пытаться предвидеть поведение других производителей
-вступать в тайный сговор с другими фирмами (кооперативное поведение).
Основные признаки монополистической конкуренции:
1. большое число производителей, причем все они ориентированы на производстве одной и той же группе товаров.
2. Дифференциация продукта. Дифференциация товара основана на местоположении, условии продаж, рекламе, возможности купить в рассрочку и т.д.
3. обладание некоторой доли монополистической власти в результате дифференциации товара.
4. существование неценовой конкуренции и рекламной деятельности.
5. устойчивость клиентуры, т.е. если цена возрастает , то фирма не теряет всех своих клиентов
6. игнорирование соперников независимо действующих на рынке.
7. отсутствие барьеров для вхождения на рынок.
Совершенная конкуренция и чистая монополия- это идеальные рыночные структуры (абстракция). А монополистическая конкуренция и олигополия это реальные рыночные структуры.
Примерами совершенной конкуренции являются сельскохозяйственные и финансовые рынки.
Примерами монополии являются естественные монополии.
Олигополия – это отрасль тяжелой промышленности, а монополистическая конкуренция – это сфера услуг и легкая промышлен
Кроме этого, элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.
В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:
§ по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;
§ по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;
§ по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;
§ по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, рынки монополистической и чистой конкуренции;
§ по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;
§ по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.
Рыночная система имеет преимущества и недостатки.К преимуществам можно отнести:
1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставляет использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.
2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.
3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей. Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.
Недостатками рыночной экономики являются:
1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.
2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, это услуги обороны страны, освещения улиц.
3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У.Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей – аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.
4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие или чередование подъема и спада деловой активности.
5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.
Особенностями современного рынка являются:
- Усиление роли государства. Это связано с политическими факторами, такими как войны, угроза терроризма и т.д.
- Усиление роли социальных групп, таких как партии, профсоюзы, другие общественные организации. К примеру, то обстоятельство, какая партия занимает большинство в парламенте, влияет на направленность принятых законодательных актов.
- Усиление роли научно-технического прогресса, что стало важнейшим фактором развития со второй половины прошлого столетия. Особенно актуально это обстоятельство для нашей страны сейчас, в процессе реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг., т.к. одним из критериев внешней конкурентоспособности страны является уровень развития технологий.
- Изменение формы предпринимательства - переход от преимущественно индивидуальных предприятий к таким формам, как АО, ТОО, характеризующимся низким уровнем риска.
- Расширение границ рынка, чему способствовала деятельность транснациональных компаний (ТНК), которые ежегодно производят 40% мирового объема экспортной продукции.