Экономическая роль государства в беларуси. 6.1.Суть государственного регулирования экономики в условиях перехода

6.1.Суть государственного регулирования экономики в условиях перехода

к рынку. Структура государственного управления

6.2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

6.2.1. Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси

6.2.2. Система государственного прогнозирования и программирования

6.2.3. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси

6.3. Денежная система и денежно-кредитная политика

6.3.1. Денежная система Беларуси

6.3.2. Денежно-кредитная политика: основные направления

и инструменты

6.3.3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика

6.4. Финансово-бюджетная и налоговая системы страны

6.4.1. Государственная финансовая система республики

6.4.2. Бюджетная система

6.4.3. Налоговая система и пути ее совершенствования

6.5. Социальный императив государственного регулирования экономического развития

6.5.1. Социальный императив: сущность, содержание

6.5.2. Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы

6.5.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура

6.5.4. Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси

6.5.5. Направления социальной политики и реформирования социальной сферы

Межстрановая и мирохозяйственная интеграция

7.1. Тенденции и факторы международной экономической интеграции

7.2. Формы и механизмы интеграции

7.3. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств

7.4. Экономическая интеграция Беларуси и России

7.5. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ

Национальная экономика и экономическая безопасность

8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

8.2. Экономическая безопасность как система: критерии и показатели

8.3. Институциональные основы системы экономической безопасности

Литература

Предисловие

Сегодня в высшей экономической школе изучается достаточно много общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это позволяет формировать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и умеющего решать весьма нестандартные проблемы переходной экономики. Вместе с тем анализ показывает, что в подготовке экономистов основное внимание уделяется общетеоретическим и узкоспециализированным предметам, для которых характерны либо чрезмерное обобщение, либо излишняя детализация. Системное представление о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах в учебной литературе отсутствует.

Ситуация усугубляется и тем, что до начала 90-х годов XX века Беларусь не имела многих экономических и политических атрибутов суверенного государства. Их создание совпало с мощным экономическим кризисом, охватившим практически все республики бывшего СССР и обусловленным, с одной стороны, распадом союзного государства, с другой — общесистемным коллапсом социалистического лагеря. Таким образом, политические и экономические трансформации совпали во времени и пространстве, что значительно замедлило решение ключевых проблем хозяйственной жизни страны.

Необходимость перехода от полностью огосударствленной социалистической экономики к рыночной модели хозяйствования при отсутствии какого-либо исторического опыта обусловило появление во многих странах СНГ, Центральной и Восточной Европы собственных моделей развития транзитивных экономик. Модели различаются степенью государственного вмешательства в экономическую жизнь, уровнем либерализации и приватизации, динамикой экономических преобразований и благосостояния народа.

Недостаточная разработанность теории экономики переходного периода постепенно привела к доминированию в учебной литературе подходов «экономике», экономической науки, предлагающей различные способы решения проблем дефицитности факторов производства. Такой ограниченный подход к преодолению многообразных проблем переходных экономик обусловил снижение качества подготовки экономистов, привнес определенный схематизм и схоластику в экономическую науку. Возникла острая необходимость в разработке учебной дисциплины, которая, с одной стороны, впитала бы в себя квинтэссенцию мировых достижений современной экономической теории, с другой — была бы положена на национальную почву, учитывала особенности белорусской экономики, историю ее формирования и развития, ментальность народа, требования адаптации к процессам глобализации.

Выпускники экономических вузов должны в полной мере владеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения. Только в этом случае им гарантирована должная востребованность на рынке труда, а экономике — динамичное, поступательное развитие в русле мировых экономических тенденций.

Именно достижение этих целей и стало главной задачей авторов настоящего учебного пособия. Логика его построения основана на учете таких фундаментальных принципов развития национальных социально-экономических систем, как:

• историзм;

• адекватность формируемой национальной экономической модели основам экономической теории;

• рыночный характер формируемой системы хозяйствования;

• глобализация экономических процессов, жесткий императив интеграции в мирохозяйственные связи.

Особое место в пособии уделено обоснованию экономической роли государства в переходной экономике, механизмам государственного регулирования экономики, системе кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования и программирования, перспективной модели национальной экономики и этапам ее построения, структурной трансформации и институциональному сопровождению экономических преобразований. Для экономики суверенной Беларуси 90-е годы XX века оказались чрезвычайно важными и сложными в связи с созданием и развитием денежной системы, выработкой эффективной денежно-кредитной политики, трансформацией системы государственных финансов и формированием валютного рынка. Пионерный для страны характер многих из этих проблем предопределил внимание, которое уделено им в учебном пособии.

Необходимо также сказать о том, что многие основные проблемы трансформационной экономики Беларуси рассмотрены авторами сквозь призму реального сектора в его различных проявлениях: отраслевом, региональном и воспроизводственном. Это позволяет получить конкретные знания об экономике страны в целом, проблемах ее развития не только на макроуровне, но также мезо- и микроуровне, что представляется особенно важным для студентов, в ближайшее время вступающим в самостоятельную профессиональную жизнь.

Фактически «Национальная экономика» — тот предмет, в рамках которого происходит сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экономическими процессами, что не только дает знания о состоянии экономики, но и позволяет читателю вырабатывать свои суждения о причинах кризисных явлений и способах их преодоления. Иными словами, учебное пособие позволяет не только усваивать определенную совокупность экономической информации, но и, что особенно важно, побуждает думать, видеть сложные причинно-следственные связи между социально-экономическими явлениями.

При написании учебного пособия авторы стремились обеспечить его соответствие вузовским образовательным стандартам нашей страны и в то же время отразить современный научно-прикладной уровень исследований в рассматриваемой области. Именно эта отличительная особенность позволяет отнести данное издание к разряду монографических учебников, получающих все большее распространение среди учебной литературы по новым дисциплинам, имеющим прикладной аспект. Этим же определяется и более широкий круг потенциальных читателей, к которым относятся не только студенты высших учебных заведений, изучающие экономику, но и магистранты, аспиранты, докторанты, преподаватели вузов, научные сотрудники экономических НИИ, управленцы различных уровней.

Предлагаемая читателю книга, вероятно, не лишена недостатков, так как является первым в стране учебным пособием по национальной экономике. Авторы будут признательны за все замечания, предложения и отзывы, которые помогут им в работе над следующим изданием.

Особые слова благодарности мы адресуем доктору экономических наук, профессору, академику Национальной академии наук Беларуси В.Г. Гусакову, доктору экономических наук, профессору А.Н. Туру, доктору экономических наук, профессору М.И. Плотницкому, доктору экономических наук, профессору Т.В. Сорокиной, доктору экономических наук, доценту Е.Ф. Киреевой, кандидату экономических наук П.В. Каллауру, чьи профессиональные консультации были чрезвычайно полезны при подготовке рукописи к изданию.

Авторами учебного пособия являются преподаватели УО «Белорусский государственный экономический университет» и научные сотрудники ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»:

доктор экономических наук, профессор В.Н. Шимов — предисловие, глава 8, параграфы 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 4.1, 4.8, 5.2, 5.3, подпараграф 4.2.1;

доктор экономических наук, профессор Я.М.Александрович — глава 3, параграфы 2.1, 2.6, 5.1, 5.2, 5.6, 6.2;

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник А.В. Богданович — главы 7 и 8, параграфы 2.3, 2.7, 4.8, 5.5, 6.1;

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Л.М. Крюков — параграфы 1.1 — 1.6, 2.4, 5.3, 5.4, 6.3—6.5;

кандидат географических наук, доцент П.И. Рогач — параграфы 4.3 и 4.7, подпараграфы 4.2.5—4.2.7;

кандидат географических наук, профессор Н.К. Соколовский — параграфы 2.2, 2.5, 2.8, 4.1, 4.3—4.7, подпараграфы 4.2.1—4.2.6.

Обзор учебного пособия «Национальная экономика Беларуси» составили д.э.н. профессор Ю.М.Ясинский, к.э.н. доцент Буракова Л.П.

Наши рекомендации