Тема 6. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии
Стратегические и динамические модели ценообразования, ограничивающего вход. Грабительное ценообразование на рынке доминирующей фирмы. Квазиконкурентные рынки. Власть покупателя и вертикальное ценообразование. Уровень концентрации покупателей. Двусторонняя монополия. Двусторонняя олигополия. Перераспределение выгод. .. ..................................... 2 ч.лекц.
Тема 7. Ценовая дискриминация
Мотивы и условия ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация (1 тип); ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (2 тип); ценовая дискриминация по группам потребителей (3 тип). Практика ценовой дискриминации: связанные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации. . 2 ч.лекц.
Тема 8. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
Модель Чемберлина дифференциации продукта. Модель «линейного города» (модель Хотеллинга). Модель «кругового города» (модель Салопа). Роль рекламы в дифференциации продукта. Структура рынка и расходы на рекламу. ................................................................................................ 2 ч.лекц.
Тема 9. Структуры рынка, патенты и технологические инновации
Природа инновационной деятельности. Промышленные НИОКР компаний. Издержки и риск НИОКР. Возмещение затрат на создание и освоение инноваций. Отдача от исследований и разработок. Распространение новых технологий. Логика патентной защиты. Взаимосвязь между структурой рынка и инновациями. Государственная политика в отношении НИОКР.
........................................................................................................................... 2 ч.лекц.
Тема 10. Естественная монополия
Государственное регулирование естественных монополий. методы ценообразования на продукцию естественных монополий. ценовая дискриминация на рынке естественной монополии. Контроль качества товара естественной монополии. Регулирование доходности и инвестиционных решений. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии.
........................................................................................................................... 2 ч.лекц.
Тема 11. Структура и эффективность функционирования рынка
Статистическая структура по Парето. Предполагаемая оптимальность совершенной конкуренции. Общественная стоимость монополии: измерение потерь благосостояния. Сравнительный анализ эффективности производства в условиях совершенной конкуренции и монополии. Х-неэффективность монополии. Преимущество в издержках в условиях монополии.
........................................................................................................................... 4 ч.лекц.
Тема 12. Промышленная политика государства в отношении рыночных структур.
Проблемы и задачи государственной промышленной политики, страновые подходы к ее проведению. Критерии оценки эффективности промышленной политики. Соотношение целей общества и государства. Антимонопольная политика в США и в странах Европейского Союза. Институты антимонопольной политики в России. Законодательство о недобросовестной конкуренции и политика поддержки конкуренции в России. Особенности рынка государственных закупок и их влияние на конкуренцию и эффективность. .............................................................................. 4 ч.лекц.
Всего ..................................................................................................................... 34 час.
Практические (семинарские) занятия, их наименование,
краткое содержание и объем в часах
Раздел 1
ПР-1. Предмет и метод экономики отраслевых рынков . 2 ч.
ПР-2. Показатели концентрации продавцов на рынке
...................................................................................................................................... 2 ч.
ПР-3. Барьеры входа и структура рынка
...................................................................................................................................... 4 ч.
ПР-4. Размер фирмы в теории организации промышленности
...................................................................................................................................... 4 ч.
ПР-5. Экономические теории олигопольного ценообразования
...................................................................................................................................... 4 ч.
ПР-6. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии
...................................................................................................................................... 2 ч.
ПР-7. Ценовая дискриминация
...................................................................................................................................... 2 ч.
ПР-8. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
...................................................................................................................................... 2 ч.
ПР-9. Структура рынка, патенты и технологические инновации
...................................................................................................................................... 2 ч.
ПР-10. Естественная монополия
...................................................................................................................................... 2 ч.
ПР-11. Структура и эффективность функционирования рынка
. .................................................................................................................................... 4 ч.
ПР-12. Промышленная политика государства
...................................................................................................................................... 4 ч.
Всего ................................................................................................................................ 34 час.