Тема 6. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии

Стратегические и динамические модели ценообразования, ограничивающего вход. Грабительное ценообразование на рынке доминирующей фирмы. Квазиконкурентные рынки. Власть покупателя и вертикальное ценообразование. Уровень концентрации покупателей. Двусторонняя монополия. Двусторонняя олигополия. Перераспределение выгод. .. ..................................... 2 ч.лекц.

Тема 7. Ценовая дискриминация

Мотивы и условия ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация (1 тип); ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (2 тип); ценовая дискриминация по группам потребителей (3 тип). Практика ценовой дискриминации: связанные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации. . 2 ч.лекц.

Тема 8. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция

Модель Чемберлина дифференциации продукта. Модель «линейного города» (модель Хотеллинга). Модель «кругового города» (модель Салопа). Роль рекламы в дифференциации продукта. Структура рынка и расходы на рекламу. ................................................................................................ 2 ч.лекц.

Тема 9. Структуры рынка, патенты и технологические инновации

Природа инновационной деятельности. Промышленные НИОКР компаний. Издержки и риск НИОКР. Возмещение затрат на создание и освоение инноваций. Отдача от исследований и разработок. Распространение новых технологий. Логика патентной защиты. Взаимосвязь между структурой рынка и инновациями. Государственная политика в отношении НИОКР.

........................................................................................................................... 2 ч.лекц.

Тема 10. Естественная монополия

Государственное регулирование естественных монополий. методы ценообразования на продукцию естественных монополий. ценовая дискриминация на рынке естественной монополии. Контроль качества товара естественной монополии. Регулирование доходности и инвестиционных решений. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии.

........................................................................................................................... 2 ч.лекц.

Тема 11. Структура и эффективность функционирования рынка

Статистическая структура по Парето. Предполагаемая оптимальность совершенной конкуренции. Общественная стоимость монополии: измерение потерь благосостояния. Сравнительный анализ эффективности производства в условиях совершенной конкуренции и монополии. Х-неэффективность монополии. Преимущество в издержках в условиях монополии.

........................................................................................................................... 4 ч.лекц.

Тема 12. Промышленная политика государства в отношении рыночных структур.

Проблемы и задачи государственной промышленной политики, страновые подходы к ее проведению. Критерии оценки эффективности промышленной политики. Соотношение целей общества и государства. Антимонопольная политика в США и в странах Европейского Союза. Институты антимонопольной политики в России. Законодательство о недобросовестной конкуренции и политика поддержки конкуренции в России. Особенности рынка государственных закупок и их влияние на конкуренцию и эффективность. .............................................................................. 4 ч.лекц.

Всего ..................................................................................................................... 34 час.

Практические (семинарские) занятия, их наименование,

краткое содержание и объем в часах

Раздел 1

ПР-1. Предмет и метод экономики отраслевых рынков . 2 ч.

ПР-2. Показатели концентрации продавцов на рынке

...................................................................................................................................... 2 ч.

ПР-3. Барьеры входа и структура рынка

...................................................................................................................................... 4 ч.

ПР-4. Размер фирмы в теории организации промышленности

...................................................................................................................................... 4 ч.

ПР-5. Экономические теории олигопольного ценообразования

...................................................................................................................................... 4 ч.

ПР-6. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии

...................................................................................................................................... 2 ч.

ПР-7. Ценовая дискриминация

...................................................................................................................................... 2 ч.

ПР-8. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция

...................................................................................................................................... 2 ч.

ПР-9. Структура рынка, патенты и технологические инновации

...................................................................................................................................... 2 ч.

ПР-10. Естественная монополия

...................................................................................................................................... 2 ч.

ПР-11. Структура и эффективность функционирования рынка

. .................................................................................................................................... 4 ч.

ПР-12. Промышленная политика государства

...................................................................................................................................... 4 ч.

Всего ................................................................................................................................ 34 час.

Наши рекомендации