Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии

Рынок олигополии –это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует несколько крупных фирм, производящих однородный или дифференцирующий продукт, и самостоятельно устанавливающих цену на выпускаемую продукцию, учитывая при этом возможную рыночную конкуренцию. Олигополия существует лишь тогда, когда число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Рынок олигополии – это типичная форма организации современного рынка.

Рынок олигополии характеризуется следующими чертами:

1. действует несколько крупных фирм;

2. доля каждой фирмы на рынке значительна;

3. каждая фирма самостоятельно устанавливает цену, учитывая возможную реакцию конкурентов;

4. существуют препятствия для входа на рынок новых фирм (естественные и искусственные);

5. преобладает неценовая конкуренция

Рынок олигополии возникает в силу следующих причин:

1. действие патентов на научные открытия и изобретения;

2. контроль над редкими ресурсами;

3. действие эффекта масштаба производства;

4. привилегии со стороны государства;

5. ценовая и неценовая конкуренция, использование неэкономических методов конкуренции.

В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многомтак, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие кпредельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение,могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек,и, в результате, - большие чистые убытки.Если удается установить, что фирмы в концентрированных отрасляхполучают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можнозаключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенныеконкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнемконцентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибылина капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причинемногие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополиифокусируются на нормах прибыли.

21. Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной страте­гии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по це­нам, модель лидерства по объему выпуска).

Одной из первых моделей рынка олигополии является модель рынка дуополии, то есть рынка на котором действует две фирмы. Она была предложена в 40-е года ХIХ в. О.Курно.Он предложил,чтодействует две фирмы, одинаковые по размеру. На этих фирмах действует постоянный эффект масштаба производства, а следовательно, цена не меняется. Каждая фирма принимает решение об объёме производства самостоятельно, ориентируясь на свободную долю рынка. Как мы уже знаем, фирма достигает максимального дохода от продаж при условии, что эластичность спроса по цене равна единице. Данное состояние достигается если фирма производит объем продукции, позволяющий удовлетворить половину потребностей рынка. Процесс приспособления будет продолжаться до тех пор, пока каждая фирма не будет производить 33.3% от общего объёма рынка. Такая ситуация будет характеризовать установление равновесия на рынке и гарантировать каждой фирме максимальную выручку.

В 30-е годы ХХ в. немецкий экономист Г. фон Штаккельберграссмотрел рынок дуополии, на котором одна фирма крупнее другой (асимметричная дуополия). Он пришёл к выводу, что равновесие может быть установлено, так как в этом случае крупная фирма пытается добиться положения независимости и самостоятельно устанавливает цену, а другая, более мелкая, фирма одновременно старается достичь положения зависимости, приспособиться к условиям реализации на таком рынке.

Наши рекомендации