Особенности ценообразования в условиях монополии

Введение

Монополии являются одним из важнейших элементов экономической системы Российской Федерации, которые в себе несут как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в разных сферах экономики страны и надлежащим образом регулировать их действия для достижения максимальной эффективности. Необходимость государственного регулирования возникла в России лишь в 1994 году, когда рост цен на производимую продукцию монополиями оказал существенное влияние на подрыв экономики.

Тема актуальна и по сей день и в данной работе предстоит выяснить, как государство управляет ценообразованием в условиях монополистического рынка, что и является целью данного курсового проекта.

Особенности ценообразования в условиях монополии

В данной работе необходимо определить, как монополизм влияет на поведение фирмы, поэтому остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия, исходя из каких принципов устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?

Монополия — тип структуры рынка, характеризующийся следующими признаками:

ü на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

ü нет близких заменителей продукта монополиста;

ü барьеры входа на рынок столь высоки, что приток новых фирм невозможен;

ü отсутствует конкуренция.

Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие таких причин как:

ü получениеисключительного права от правительства(примером может служить государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);

ü патенты и авторские права, которые могут обеспечить монопольные позиции производителю, однако действительны они лишь ограниченное число лет (например, по российскому законодательству патент действует в течение 20 лет);

ü контрольсостороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса(примером могут служить художники, актеры, спортсмены, обладающие монополией на использование своих услуг)

ü необходимостьосуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, (например, затраты на создание специализированного оборудования);

ü высокиетранспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

Понятие чистой монополии обычно является абстракцией. При отсутствии конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Посему можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции у фирмы-монополиста.

Но чистая монополия не есть монопольная власть, последняя означает, что фирма может влиять на цену и повышать свою прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда речь идет о монополизации рынка, обычно имеется в виду сила рыночной власти отдельных фирм на этом рынке.

Поведение монополиста на рынке характеризуется полным контролем всего объема выпуска товара. Повышая цену на товар, монополист не боится потерять долю рынка. Что в свою очередь, не означает, что он может бесконечно повышать цену на свою продукцию. Так как фирма-монополист, также как и другая любая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе ценообразования ориентируется на рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист единственный производитель данной продукции, то кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного.

Тоже самое касается и объема производства, то есть основывается на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Наши рекомендации