Задачи, функции бух.учета в системе управления организацией
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об - имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В системе управления организацией бухгалтерскому учету принадлежит ведущая роль, не случайно бухгалтерская информация служит языком бизнеса, а бухгалтерская отчетность — визитной карточкой фирмы.
Систему бухгалтерского учета можно разбить на три подсистемы: финансовый, управленческий и налоговый учет.
Финансовый учет (financial accounting) обеспечивает информацией внешних потребителей, таких, как инвесторы, кредиторы, заимодавцы, акционеры. Указанные лица, как физические, так и юридические, в силу своих функций прямо заинтересованы в полной и достоверной информации о деятельности организации, ее текущем хозяйственно-финансовом положении, результатах работы за отчетный год. Финансовый учет нормативно регулируется, информация представляется потребителям в унифицированном виде согласно формам бухгалтерской отчетности, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. Информация финансового учета носит открытый и ретроспективный характер и представляется в сопоставимых числовых показателях в денежном измерении.
Управленческий учет (management accounting) обеспечивает информацией внутренних потребителей: руководителей, учредителей, участников, собственников имущества, акционеров — сотрудников организации. Информация управленческого учета о формировании затрат и финансовых результатов указанному кругу потребителей необходима для обоснования, выработки и принятия управленческих решений. В связи с этим управленческий учет нормативно не регламентирован, информация может быть представлена в произвольной форме в виде справки, расчета, прогноза. Информация для управленческих звеньев всех уровней, как правило, закрытая и имеет перспективную направленность; при этом она может быть представлена не только в денежных, но и в натуральных измерителях.
Налоговый учет (tax accounting) предоставляет информацию особому кругу потребителей, а именно: контролирующим финансовым органам, в частности, налоговым инспекциям и налоговой полиции. Налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы по налогам и осуществляется для формирования информации о порядке учета в целях налогообложения. Информация представляется потребителям в виде налоговых деклараций и справок, составляемых по унифицированным формам.
Информация в налоговом учете может быть как ретроспективной, так и перспективной в части авансовых платежей, и обычно закрыта.
Основной задачей современного бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информациидля информационного обеспечения заинтересованных потребителей.
Второй по значимости задачей бухгалтерского учета является контроль.Информационное удовлетворение прямых и косвенных интересов внешних потребителей дает возможность осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при ведении организацией хозяйственной деятельности.
Контроль может быть предварительным и осуществляться на стадии, когда хозяйственная операция еще не проведена, текущим, т.е. оперативным и осуществляться в момент совершения хозяйственных операций, Когда хозяйственные операции организации или их комплекс завершены, проводится последующий контроль, Последующий контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности организации дает информацию для анализа финансового состояния.
Третья задача бухгалтерского учета - выявление резервовдальнейшего развития организации, решение которой невозможно без выполнения функций информационного обеспечения и контроля. Кроме того, при решении этой задачи появляется возможность предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности.
Функции БУ: контрольная, информационная, аналитическая, а также функции обеспечения сохранности имущества и обратной связи.
ВОПРОС 18. Постановка бухгалтерского учета на предприятиях в условиях рыночных отношений
В зависимости от принадлежности предприятия к конкретной сфере выбираются соответствующие объекты бухгалтерского учета. Так, например, для организаций сферы материального производства, изготавливающих материальные ценности в виде готовой продукции, всегда предусматривается ее выделение в качестве самостоятельного объекта учета. В то же время для организаций сферы предоставления услуг и посреднической сферы такой необходимости нет. Кроме того, даже отнесение предприятия к конкретной сфере не подразумевает идентичности объектов учета. Так, например, в сфере материального производства в качестве самостоятельного объекта учета производственных запасов в с\х выступают животные на выращивании и откорме, а в строительстве – строительные материалы.
Также от принадлежности предприятия к конкретной сфере деятельности зависит и порядок формирования и учета затрат. Так, например, если в промышленности в качестве объекта учета затрат выступает себестоимость изделия или однородной группы изделий, то в торговле нет такой цели и формирование затрат и их учет ведется в целом по издержкам обращения.
Помимо основной деятельности, приносящей организации основную прибыль, организация может осуществлять и др. виды деятельности. Например, основной деятельностью пивоваренного предприятия является производство и продажа пива. Помимо этого, пивоваренное предприятие иногда может осуществлять торговые операции, реализуя часть своих излишне приобретенных производственных запасов, таких как солод. Из средств нераспределенной прибыли предприятие может приобрести земельный участок, построить на нем здание. Это здание пивоваренное предприятия может передать в качестве вклада в уставный капитал учреждаемой организации.
В связи с этим для целей бухучета предусматривается разграничение различных направлений деятельности организации. Такими отдельными направлениями являются: текущая деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность организации.
Текущая деятельность – это извлечение прибыли путем производства и продажи продукции, продажи товаров, выполнения строительных работ и т.п., т.е. теми видами деятельности, которые являются уставными. Поэтому текущую деятельность часто олицетворяют с основной деятельностью организации.
Инвестиционная деятельность – это приобретение и продажа земельных участков, недвижимости, оборудования и т.п. Кроме того, инвестиционной деятельностью признаются НИОКР, собственное строительство, приобретение ценных бумаг, предоставление займов. Это направление деятельности обусловлено необходимостью расширения производства, его модернизации и перевооружения, а также наличием свободных денежных средств, которые требуют выгодного вложения.
Финансовая деятельность – это получение займов, выпуск акций, размещение облигаций, т.е. деятельность, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации и заемных средств. Это направление деятельности возникает, как правило, в случае недостаточности денежных средств и призвано обеспечить их дополнительный приток. Сама недостаточность денежных средств может быть обусловлена негативными результатами текущей деятельности или необходимостью осуществления крупных инвестиционных проектов.
Основой для организации бухучета конкретного предприятия является технология осуществления процессов деятельности и схема управления предприятием. В соответствии с ними организуется документооборот по учету имущества, обязательств, а также доходов и расходов. Исходя из этого определяется, в каких подразделениях, кто и какие документы выписывает. Кем, кому и когда передаются документы осуществляет бух.обработку документов. Кроме того, определяется состав выходной информации и ее пользователи; какие показатели учитываются в структурных подразделениях, а какие – в бухгалтерии.
19. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Законодательство РФ о БУ устанавливает единые правовые и и методологические основы организации ведения БУ в РФ. Основными целями законодательства РФ о БУ являются:
1. обеспечения единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляемых организацией.
2. составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, доходах, расходах необходимым пользователям бух. отчетности.