Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж

Цеховая себестоимость определяется как сумма первых семи статей калькуляции, а производственная себестоимость – как сумма цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Коммерческие расходы определяются по формуле, приведенной в табл.3. Величина прямых статей калькуляции не зависит от способа расчета косвенных расходов. Полная себестоимость изделия определяется как сумма производственной себестоимости и коммерческих расходов.

После расчета полной себестоимости необходимо определить прибыль, рентабельность в процентах к затратам и выручку от реализации (цену изделия).Все полученные результаты представлены в виде таблицы 6.

Пример расчета по изделию А:

Расчет себестоимости:

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Прибыль: Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Цена изделия: Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

+18% НДС: Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Текущий объем реализации: Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Прибыль при текущем объеме реализации: Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Таблица 6

Элементы цены Изделие
А В С
1-й 2-й 1-й 2-й 1-й 2-й
способ способ способ способ способ способ
Прямые затраты (переменные), р. 40633,276 40633,276 23841,9201 23841,9201 21932,608 21932,608
Косвенные затраты (постоянные), тыс.р. 8681,68088 8740,27844 9946,08153 5128,43266 3817,36247 4717,73678
Всего затраты (себестоимость), р. 49314,9569 49373,5545 33788,0016 28970,3527 25749,9705 26650,3448
Рентабельность, %
Прибыль, р. 9862,99139 9874,7109 6757,60032 5794,07054 5149,9941 5330,06896
Цена изделия (выручка от реализации), р. 59177,9483 59248,2654 40545,6019
Продолжение таблицы 6
34764,4233

30899,9646 31980,4138
+ НДС 18 % 69829,979 69912,95 47843,81 36451,95 37736,888
Текущий объем реализации, р. 56455762,7 56522845,2 13420594,2 11507024,1 52808039,5 54654527,1
Прибыль при текущем объеме реализации, р. 9409293,78 9420474,2 2236765,71 1917837,35 8801339,91 9109087,85

Определение точки безубыточности. Точка безубыточности – это такой объем производства при котором выручка от реализации продукции равна затратам на её производство. (результаты вычисления точки безубыточности представлены в табл. 7)

В процессе нахождения точки безубыточности для каждого изделия по двум способам были построены графики зависимости прибыли, постоянных издержек и переменных издержек от объема произведенной продукции, которые приведены ниже.

Пример расчета:

Точка безубыточности для А1:

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Таблица 7

Показатель Единица измерения Значение
Прибыль изделия А1 р. 9409293,78
Прибыль изделия А2 р. 9420474,2
Прибыль изделия В1 р. 2236765,71
Прибыль изделия В2 р. 1917837,35
Прибыль изделия С1 р. 8801339,91
Прибыль изделия С2 р. 9109087,85
Точка безубыточности по изделию А1 шт./год 468,149599
Точка безубыточности по изделию А2 шт./год
Таблица 8
Продолжение таблицы 7
469,52906

Точка безубыточности по изделию В1 шт./год 595,442467
Точка безубыточности по изделию В2 шт./год 469,52906
Точка безубыточности по изделию С1 шт./год 425,695403
Точка безубыточности по изделию С2 шт./год 469,52906

Пример расчета: Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Показатель Единица измерения Значение
Прибыль на ед. изделия А1 р./шт
Прибыль на ед. изделия A2 р./шт 9874,71
Прибыль на ед. изделия B1 р./шт
Прибыль на ед. изделия B2 р./шт
Прибыль на ед. изделия C1 р./шт
Прибыль на ед. изделия C2 р./шт

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж - student2.ru

Итак, по произведенным выше расчетам можно сделать следующие выводы.

Наибольший удельный вес по прямым затратам имеют: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, основная з/п рабочих и отчисления на соц. нужды(29104, 7546 и 2535 соответсвенно). Для изделия Б: основная з/п рабочих, : расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов(8645р, 5548р. и 5200р соответственно). Изделие В: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов и основная з/п рабочих(13124, 3759 и 3318р соответсвенно). По данным показателям можно заметить, что затраты на товар А гораздо выше, чем на товар Б и В, особенно

Общепроизводственные расходы по первому и второму методам расчета равны соответственно 5338,97 руб. и 5375 руб. сходы на содержание на эксплуатацию оборудования. Расходы на товары Б и В же примерно равны.

Косвенные расходы.

Товар А: общехозяйственные расходы – 3342,72 руб. и 3365,28 руб.(1ое число по методу: В % от заработной платы производственных рабочих, 2ое - В % от прямых затрат)

Товар Б: общехозяйственные расходы – 3829,55 руб. и 1974,6 руб.

Товар В: общехозяйственные расходы – 1469,8 руб. и 1816,47 руб.

Очевидно, что при первом способе расчета общепроизводственных и общехозяйственных расходов («В % от заработной платы производственных рабочих») величина полной себестоимости изделия ниже для товаров А и В, однако, все наоборот для товара Б. Это связано с тем, что помимо з/п рабочих, много средств затрачивается на комплектующие и полуфабрикаты.

При оценке конкурентоспособности продукции на рынке целесообразно учесть коммерческие расходы, способствующие продвижению товара на рынок.

По изделию А коммерческие расходы равны 2465,75 руб.

По изделию А коммерческие расходы равны 1689,4 руб.

По изделию А коммерческие расходы равны 1287,5 руб.

Наибольший удельный вес в полной себестоимости изделия А, рассчитанной по первому методу (в % от заработной платы производственных рабочих), имеет расход на содержание и эксплуатацию оборудования (56,21 % по 1ому методу и 56,14% по 2ому). Для изделия Б наибольший вес – 24,37% по 1ому методу и 28,2% по 2ому (основная з/п), а для изделия С – 56,21% по 1ому методу и 46,98% по 2ому(расходы на содержание и эксплуатацию оборудования)

Вообще же, наименьший удельный вес в полной себестоимости имеют расходы на сырье и материалы (0,48% - по первому способу; 0,48 % - по второму). Для изделия Б - расходы на сырье и материалы (1,43% - по первому способу; 1,65 % - по второму). Для изделия В - расходы на сырье и материалы (0,78 % - по первому способу; 0,78 % - по второму).

Из представленных расчетов следует, что при росте общепроизводственных и общехозяйственных расходов полная себестоимость продукта увеличивается, а также растут коммерческие расходы. Из этого можно выразить зависимость цены: чем больше себестоимость, тем выше цена изделия. Далее поведем речь о рентабельности продукции.

Анализируя построенные диаграммы структур себестоимости можно придти к выводу о том, что основными факторами, влияющими на себестоимость продукции на данном предприятии являются:

  • Основная заработная плата производственных рабочих
  • Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Также, только в меньшей степени, роль в формировании себестоимости продукции играют «комплектующие и полуфабрикаты» и «коммерческие расходы».

В данной курсовой работе были исследованы изделия А,В и С некоторого предприятия, по результатам которого можно сделать выводы о том что самим экономически выгодным является производство изделия В, так как у него самая высокая прибыль на единицу продукции. Следовательно, для улучшения экономического состояния организации следует повысить объем производства изделия В. Также наряду с этим изделия А и С не приносят убытков в результате их реализации, поэтому отказываться от их производства тоже не имеет смысла. Вместе с этим рост экономической выгоды производства можно осуществлять снижая себестоимость продукции. Для этого имеются следующие методы:

· Повышение уровня автоматизации производства.

· Повышение уровня производительности труда

· Использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий производства

· Применение совершенных форм и методов организации управления с целью сокращения управленческих расходов

· Выбор надежных и дешевых поставщиков материальных ресурсов

· Сокращение транспортных расходов по этому виду продукции

Так как в процессе анализа построенных диаграмм были выделены основные факторы, влияющие на себестоимость продукции на предприятии, то в данном случае целесообразно будет уменьшать показатели основной заработной платы производственных рабочих, например, автоматизируя производство, а также размеры расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, например, используя более высокотехнологичное оборудование, не требующее от себя частого и дорогостоящего обслуживания.

Наши рекомендации