Анализ маркетинговой стратегии конкурентов и SWOT-анализ
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
При создании парикмахерской, определяется не только ее месторасположение, но и определяется ориентация на определенный сегмент рынка. Также проводится опрос населения района, в котором расположен данный салон, и благодаря которому определяется круг потенциальных клиентов, на которых будет ориентировано данное предприятие.
Заметим, что парикмахерские и салоны красоты, относятся к отрасли бытового обслуживания, и оказывают непроизводственные услуги. Деятельность данных фирм зависит от: конкурентов, уровня доходов потребителей, НТП, уровня безработицы и инфляции, государственного регулирования, поставщиков, культурных факторов [16, c. 56-58].
Выясним, конкурентоспособность рассматриваемой парикмахерской, по сравнению с другими, осуществляющими такие услуги населению, чтобы определить по каким параметрам отстает салон (таблица 1.2.). Были опрошены 20 человек, которым предложили назвать основные для них факторы конкурентоспособности. Для их удобства также было предложена числовая 5-бальная шкала (1-очень плохо,5-очень хорошо). Опрошенные люди выставляли оценки парикмахерским по своим предпочтениям.
Таблица 1.2
Конкурентоспособность салона красоты «Лилии Челпановой», по сравнению с другими
Факторы конкурентоспособности | «Лилия Челпанова» | «Лакмусс» | «S-Wella» | «Орхидея» |
Продукт | ||||
Доступ | ||||
Широта ассортимента | ||||
График работы | ||||
Каналы сбыта | ||||
Степень охвата рынка | ||||
Выделение площади |
Окончание табл.1.2
Факторы конкурентоспособности | «Лилия Челпанова» | «Лакмусс» | «S-Wella» | «Орхидея» |
Близость к целевому рынку | ||||
Продвижение и стимулирование сбыта | ||||
Реклама | ||||
Скидки | ||||
Прочие виды продвижения |
Таблица 1.3
Результаты оценки конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности | «Лилии Челпановой» | «Лакмусс» | «S-Wella» | «Орхидея» |
Продукт | ||||
Каналы сбыта | ||||
Продвижение и стимулирование сбыта | ||||
Общее количество баллов |
Проанализировав результаты конкурентоспособности, следует сразу подчеркнуть, что у парикмахерской «Лилии Челпановой» имеются три конкурента, которые находятся водном районе, и отличаются каждый по своему: ассортиментом услуг, уровнем обслуживания и различными ценами. Самым главным конкурентом, является салон «Орхидея».
В отличие от других салонов-парикмахерских в «Лилии Челпановой» услуги обладают следующими свойствами:
1. Высокий уровень обслуживания, услуги осуществляются высококвалифицированным персоналом с использованием экологически чистой продукции. По желанию клиента подбирается его неповторимый стиль.
2. Качество, привлекательность, производство оснащено современным оборудованием; наличие опытных специалистов; комплексный подход к закупке новых парфюмерно-косметических изделий (маркетинговые исследования, обеспечение заданных потребительских свойств).
3. Доступная цена. Себестоимость представляемых услуг на несколько процентов ниже, чем у конкурентов, т.к. в основном используется отечественная косметика, которая значительно дешевле импортной.
Все достоинства позволяют салону красоты «Лилии Челпановой» оставаться конкурентоспособным салоном на рынке парикмахерских услуг.
SWOT - анализ - подход применяемый для анализа среды организации, который позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды. Метод SWOT включает в себя анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможности и угрозы, установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. В таблице 1.4. и 1.5. приведен SWOT - анализ ИП Салона красоты «Лилии Челпановой»
Таблица 1.4
SWOT - анализ ИП Салона красоты «Лилии Челпановой»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Удобное месторасположение салона из-за развитой инфраструктуры (различные организации, учебные и оздоровительные учреждения); 2. Работа с постоянными клиентами; 3. Квалифицированный персонал; 4. Долговременное сотрудничество с постоянными поставщиками; 5. Удобный график работы магазина (без перерыва); 6. Высокий уровень сервиса; 7. Предоставление специальных условий для постоянных клиентов; 8. Услуги производятся по наименьшей себестоимости; | 1. Незначительная реклама; 2. Слабая маркетинговая деятельность; 4. Фирма не использует стимулирование сбыта; 5. Финансовое состояние фирмы не является достаточно устойчивым; 6. Малоизвестность; 7. Нет явных стратегических направлений; 8. Ограниченное взаимодействие с другими фирмами в области красоты и здоровья. |
Таблица 1.5
Возможности | Угрозы |
1. Разработка новых видов обслуживания потребителей (безналичка); 2. Увеличение прибыли за счет закупок у других поставщиков, на более | 1) Появление на рынке сильного конкурента, ужесточение конкуренции с уже имеющимися салонами; 2) Низкая рождаемость в г. Магнитогорске; 3) Падение объема реализации услуг за счет |
Окончание табл.1.5
Возможности | Угрозы |
выгодных условиях; 3. Реклама в СМИ и Интернете; 4. Привлечение новых клиентов; 5. Открытия сети салонов в г. Магнитогорске; 6. Расширение отдела по продаже парфюмерно-косметических товаров. 7. Возможность привлечения дополнительных средств; 8. Использование компьютерных программ; 9. Создание отдела маркетинга. | недостатка денежных средств у потребителей; 4) Введение новых законодательных актов о предпринимательской деятельности, дальнейшее повышение коммунальных платежей и стоимости энергоносителей, повышение налогов, изменение политической и экономической ситуации в России; 5) Рост цен на материалы; 6) Увеличение пошлин на импорт косметических товаров; 7. Риск неплатежеспособности клиентов; 8. Утечка информации; 9. Переход наших сотрудников в фирмы-конкуренты. |
Из таблицы видно, что у салона красоты «Лилии Челпановой» очень много сильных сторон и немало возможностей, что позволяет салону прочно держать свои позиции на рынке парикмахерских услуг. Такая сильная сторона как огромный выбор ассортимента услуг позволяет фирме получать прибыль. Однако руководство компании постоянно заботится о повышении качества продукции и услуг, и к настоящему моменту качество товаров и услуг соответствует всем предъявляемым к ним требованиям. На сегодняшний день продукция и услуги производятся по наименьшей себестоимости, что связано с качественным и недорогим сырьем, совершенствованием использования сырья предприятием. Салон красоты «Лилии Челпановой» имеет налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными фирмой требованиями к сотрудникам. Существующие кадры полностью отвечают основным ее требованиям. Основным направлением работы фирмы в области человеческих ресурсов является сейчас постоянное повышение квалификации кадров, для чего каждый работник в течение года обязательно проходит обучение на курсах.
Однако у фирмы присутствуют и слабые стороны. Такая слабая сторона как незначительная реклама и слабая маркетинговая деятельность, могут очень сильно повлиять на деятельность салона красоты «Лилии Челпановой». При такой системе маркетинговой деятельности увеличивается неопределенность в будущих результатах при выпуске новых видов продукции и услуг. На сегодняшний день финансовое состояние салона не является достаточно устойчивым и в целом зависит от объемов реализации услуг. Поэтому предприятие использует все возможности для увеличения реализации услуг.
Но все же действующая стратегия салона «Лилии Челпановой» позволила ему добиться успеха на рынке парикмахерских услуг, а также получить возможность для дальнейшего развития своей деятельности. В целях устранения слабых сторон управленческий персонал салона-парикмахерской должен предусмотреть изменения в своей работе. А также начать сотрудничество с рекламными компаниями города и открыть отдел маркетинга.
Проведя анализ всей маркетинговой среды салона красоты «Лилии Челпановой» можно сделать следующие выводы:
1. Внутренняя среда предприятия хорошо организовано. На предприятии работает высококвалифицированный персонал, который очень серьезно и со всей ответственностью подходит к делу. А это первая ступень долгосрочного и успешного функционирования на рынке;
2. Предприятие использует экологически чистую продукцию, что позволяет сохранить окружающую среду, а также производить продукцию и реализовывать услуги по наименьшей себестоимости;
3. Салон красоты «Лилии Челпановой» работает с большим количеством клиентов, многие из которых уже являются постоянными. Это гарантирует компании высокий положительный финансовый результат;
4. Существует вероятность усиление позиций конкурентов и появление новых. Чтобы избежать, этого необходимо тщательно наблюдать за развитием конкурентов и вовремя принимать соответствующие меры.
5. Те факторы макросреды, на которые предприятие повлиять не может, и которые оказывают значительное влияние на ее деятельность, следует тщательно изучать и принимать во внимание при разработке планов и принятие управленческих решений.
6. При всех своих сильных сторонах слабым местом компании является маркетинговая деятельность, которую среди растущего числа конкурентов для дальнейшего успешного функционирования и для удержания ведущих позиций на рынке предприятию необходимо развивать.
3. Экономическое обоснование МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ САЛОНА КРАСОТЫ «ЛИЛИИ ЧЕЛПАНОВОЙ»