Стороны и порядок заключения коллективного договора, соглашения
Сторонами коллективного договора выступают, с одной стороны, работники организации в лице их представительного органа, с другой – наниматель или уполномоченный им представитель. Традиционными представителями работников в трудовых отношениях являются профсоюзы. Согласно ч. 1 ст. 354 ТК представительство интересов работников могут осуществлять также иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Вместе с тем в настоящее время «иные представительные органы работников» законодательством не определены. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместитель.
Запрещается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями (ч. 3 ст.356 ТК).
Представителем интересов нанимателя, как правило, выступает руководитель организации. ТК разрешает также представлять интересы нанимателя и другим лицам, уполномоченным на это учредительными документами организации (уставом, учредительным договором) или локальными нормативными актами этих организаций.
Установлен одинаковый порядок заключения коллективных договоров и соглашений. Согласно ст. 366 ТК коллективный договор, соглашение заключаются только в письменной форме. В тексте не должно быть исправлений и ошибок, искажающих их смысл. Текст коллективного договора, соглашения следует излагать убедительно, кратко, без сложных грамматических построений.
Заключению коллективного договора предшествует стадия коллективных переговоров. Инициатором коллективных переговоров может выступить любая сторона. Но на практике чаще всего требование о проведении коллективных переговоров исходит от профсоюза. В требовании, как правило, указываются возможная дата начала переговоров, место их проведения, персональный состав представителей и их полномочия. Сторона, получившая требование о проведении коллективных переговоров, обязана начать их в семидневный срок. Переговоры могут быть начаты по соглашению сторон и в иной срок. Невыполнение этой обязанности является по существу односторонним отказом от ведения коллективных переговоров. Положения ч. 4 ст. 357 ТК сторонам запрещают односторонний отказ от ведения коллективных переговоров, кроме случаев, предусмотренных ТК.
Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей. На практике это происходит так. Профсоюзный комитет своим решением наделяет полномочиями представителей на ведение коллективных переговоров по разработке и заключению коллективного договора. Руководитель организации по своему усмотрению определяет конкретные кандидатуры (как правило, должностные лица нанимателя, обладающие квалификацией и опытом – руководители структурных подразделений, юрисконсульты, работники отдела труда и заработной платы и т.д.) и наделяет их полномочиями на ведение коллективных переговоров по разработке и заключению коллективного договора. Для исключения случаев равного разделения голосов при голосовании число представителей каждой стороны должно быть нечётным и, как правило, не менее трёх человек.
Согласно ч. 2 ст. 357 ТК представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия.
Законодательство о труде не регулирует процесс коллективных переговоров. Практика показывает, что они эффективны и результативны только тогда, когда полно и качественно проведена подготовка к ним.
На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.
На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по его содержанию. Каждая из сторон коллективных переговоров вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопросов, консультаций и поиска компромиссных решений, если в ходе переговоров возникнут разногласия по этим вопросам.
Переговоры заканчиваются составлением проекта коллективного договора, который подлежит обязательному обсуждению сторонами в определённом ими порядке. Например, они могут договориться о совместном обсуждении условий проекта коллективного договора в структурных подразделениях; о проведении опроса (анкетирования) членов профсоюза и др. Обсуждение будет эффективно только тогда, когда с содержанием проекта ознакомятся все работники организации. В этих целях его можно опубликовать в печати, использовать средства внутренней связи и информации нанимателя (например, радио), оргтехнику, стенды и т.д.
После всестороннего обсуждения проекта коллективного договора комиссия дорабатывает его с учётом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Достижение сторонами взаимного согласия по содержанию доработанного проекта договора свидетельствует об окончании коллективных переговоров. Доработанный проект коллективного договора, как правило, выносится на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции), после чего подписывается представителями сторон. Как правило, со стороны нанимателя такой договор подписывает руководитель организации, а со стороны работников – председатель профсоюзного органа. Представители сторон должны подписать каждую страницу коллективного договора.
В соответствии со ст. 370 ТК подписанный коллективный договор должен быть зарегистрирован в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя, в противном случае он не будет иметь юридической силы.
Регистрацию генерального и тарифных соглашений осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, а регистрацию местных соглашений – соответствующие местные органы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В частности, комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома), управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите райисполкомов (горисполкомов).
Может быть отказано в регистрации коллективного договора, например, по мотивам его несоответствия действующему законодательству.
Согласно ст. 367 ТК стороны сами определяют конкретный срок действия коллективного договора, соглашения, но не менее чем на один год и не более чем на три года. Коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действуют до заключения нового коллективного договора, соглашения, если в них не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 367 ТК).
Если в течение срока действия коллективного договора, соглашения возникает необходимость внести в них изменения и (или) дополнения, то это можно сделать только по взаимному согласию сторон. При этом применяется общий порядок, установленный для их заключения (заключаются только в письменной форме; проект изменений и дополнений обсуждается сторонами в определённом ими порядке; каждая страница подписывается уполномоченными представителями сторон).
Если стороны не пришли к взаимному согласию по вопросам изменения и дополнения коллективного договора, соглашения, то они действуют на прежних условиях до заключения новых, если не предусмотрено иное.
Изменения и дополнения в коллективный договор, соглашение должны быть зарегистрированы по общим правилам, установленным для регистрации коллективного договора, соглашения.
Коллективный договор сохраняет своё действие в случае изменения состава, структуры и наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации организации коллективный договор сохраняет своё действие в течение срока, на который он заключён, если стороны не приняли иного решения.
Если одна из сторон не проявила инициативы в изменении и дополнении коллективного договора, он будет действовать в течение срока, на который он заключён.
При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трёх месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении нового.
При ликвидации организации в порядке и на основаниях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.
Работники, от имени которых заключён коллективный договор, соглашение, информируются об их исполнении в сроки, определённые в них, но не реже одного раза в полугодие.
Определение способов и порядка информирования работников об исполнении коллективного договора, соглашения отнесено к компетенции их сторон. Стороны могут, в частности, определить, что эта информация даётся через печать или на собраниях (конференциях) профсоюзом или иным представителем работников самостоятельно или совместно с нанимателем.
Содержание коллективного договора, соглашения
Стороны вправе самостоятельно в пределах их компетенции определять содержание соглашений. Пределы компетенции сторон установлены ТК, другими актами законодательства.
В частности, согласно ч. 2 ст. 360 ТК Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
1) развитии социального партнёрства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
3) заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
4) обеспечении занятости;
5) охране труда и окружающей среды;
6) иных трудовых и социально-экономических условиях.
Часть 3 ст. 360 ТК определяет, что тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.
Содержание коллективного договора – это все условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права, обязанности сторон, а также ответственность за их нарушение.
Структура и содержание коллективного договора определяются сторонами на добровольной основе с учётом соблюдения норм законодательства, реальности обеспечения принимаемых обязательств и равноправия сторон.
Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с Генеральным, тарифными и местными соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также Трудовым кодексом, в предусмотренных им случаях. В частности, ст. 364 ТК содержит примерный перечень вопросов, по которому стороны могут включать взаимные обязательства.
Структура коллективного договора определяется по усмотрению сторон в ходе коллективных переговоров.
Согласно ч. 2 ст. 364 ТК коллективный договор может содержать положения об (о):
1) организации труда и повышении эффективности производства;
2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
6) заключении и расторжении трудовых договоров;
7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
17) ответственности нанимателя за вред, причинённый жизни и здоровью работника;
18) других трудовых и социально-экономических условиях.
Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.
Этот рекомендованный Трудовым кодексом перечень вопросов является «ориентиром» для сторон. Стороны могут включать в коллективный договор определённые дополнительные к законодательству о труде льготы для работников организации. Такие условия-льготы будут являться локальными нормами трудового права и представлять нормативные условия коллективного договора.
Условия коллективного договора можно квалифицировать по двум видам: нормативные условия и обязательственные условия.
К нормативным относятся условия коллективного договора, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие формы, системы и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и другие. Эти условия применяются к конкретным работникам, когда они имеют право на них, и имеют силу в течение всего периода действия коллективного договора.
К обязательственным условиям коллективного договора относятся конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются выполнением. К этому виду относятся условия коллективного договора, направленные на улучшение охраны труда и быта работников.
Условия коллективного договора не должны ухудшать правовое положение работников по сравнению с законодательством.
Ухудшающими правовое положение работников являются, например, условия отдельных коллективных договоров о предоставлении «вынужденных» отпусков без сохранения зарплаты по инициативе нанимателя без согласия работников; возможности применения штрафа как меры дисциплинарной ответственности работников за нарушение трудовой дисциплины. Недействительность отдельных условий коллективного договора, ухудшающих правовое положение работников по сравнению с законодательством, не влечёт за собой недействительность коллективного договора в целом.