Характеристика товарного предложения
Но-мер ТЛ | Наименование ТЛ | Количество предложений (всего) | Средние цены по обзору, у.е. | Объем продаж, у.е. | Доля в общем объеме продаж по мебели, % |
Спальни | 32 000 | 50,79 | |||
Мягкая мебель | 39,68 | ||||
Корпусная мебель | 6 000 | 9,53 | |||
ИТОГО | 63 000 |
|
|
Рис. 4.3. Структура предложения
|
|
Рис. 4.4. Изменение структуры предложения
7. Определить степень монополизации рынка по выбранной товарной группе с помощью индекса Херфиндаля - Хиршмана [Н]. Оценить показатель в динамике.
где Di - доля i-й компании в общем объеме предложений по данной товарной группе.
8. Сделать общие выводы по исследованию рынка и дать рекомендации фирме, которая собирается открыть свой бизнес на данном рынке.
Задание 2. Рассчитать среднемесячную и годовую потенциальную емкость рынка в регионе и по отдельным городам региона для составления корректной заявки на поставку.
Американская торговая фирма предложила российской компании поставить с ее помощью в ряд областей России следующие продукты: окорочка птицы; сосиски куриные; масло животное; сыр чеддер. Предполагаемый объем поставок каждого из продуктов составляет в среднем до 1 500 т в месяц. Фирма обратилась за помощью к консультантам с вопросом: сколько в действительности она должна заказывать у американского партнера продуктов для реализации по своим каналам.
В заявке представить данные о численности и структуре населения региона (городского и сельского), уровне среднедушевых доходов.
Данные для расчета представлены в Приложении.
Норма потребления: окорочка птицы - 200 г; сосиски куриные - 150 г; масло животное - 30 г, сыр - 50 г.
Задание 3. Рассчитать емкость рынка для магазина розничной торговли. В качестве показателя, на основе которого можно определить норму потребления, является величина средней покупки (руб.), сделанной однократно одним посетителем.
Число жителей города составляет 250 тыс. чел. Магазин расположен в районе, в котором проживает 10% населения города. Кроме того, в этом районе, в радиусе 20 - 30 мин ходьбы расположены организации и частные фирмы, в них работает 5% населения города. Результаты проведенного опроса показали, что 1,5% проживающих в этом районе покупают продукты по месту работы, а 4% работающих в организациях и частных фирмах покупают продукты в этом магазине. Анализ также показал, что величина средней покупки составляет 120 руб., а средний потребитель делает покупки два раза в неделю.
Задание 4. Рассчитать потенциальную емкость рынка на основе определения наиболее важных оптовых потребителей.
Фирма производит молодежные женские куртки для среднего класса двух регионов. В первом регионе проживает 25% женщин в возрасте 25 - 35 лет, из них 1% с высоким доходом. Все население региона составляет 560 тыс. чел. Во втором регионе проживает 700 тыс. человек, а женщины возраста 25 - 35 лет составляют 35%, из них 5% с высоким доходом. Число наиболее важных оптовых потребителей фирмы по регионам составляет 15 и 18. Число заказов для каждой группы можно принять равномерным. Условная норма потребления - 1 куртка в год.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое рыночная среда?
2. По каким признакам проводится классификация рынков?
3. Как определить потенциал рынка?
4. Как рассчитать емкость и долю рынка?
5. В чем проявляются отличия маркетинга товарных рынков от маркетинга рынка услуг?
Тесты
1. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде, называется:
а) объем рынка;
б) емкость рынка;
в) потенциал рынка;
г) доля рынка.
2. Величина реального спроса в определенный период времени (как правило, один год) при данном объеме товарного предложения и уровне цен называется:
а) потенциал рынка;
б) объем продаж;
в) емкость рынка;
г) интенсивность рынка.
3. "Динамика изменения рынка" отражает:
а) рост (уменьшение) объема рынка;
б) изменение рынка конкретного товара в разные периоды времени;
в) относительное изменение емкости рынка в рассматриваемых периодах.
Приложение