Научно- технический потенциал.

Состояние производственного и в целом всего экономического потенциала страны в сильной степени зависит от научно-технического потенциала и его развития.

Под научно техническим потенциалом понимается способность, возможность страны осуществить качественные изменения в производстве техники и в технологических процессах, способность к разработке и внедрению в производство новых технических и технологических решений.

Реальные расходы на науку к 1995г. снизились в 6 раз по сравнению с 1990г.

В 2002г. расходы федерального бюджета на науку составляли 1,5% ( В развитых странах – не менее 3% ВНП).

Развитие и инновационной деятельности в России в 90-е годы характеризовалось негативными тенденциями. – сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, деградация научной инфраструктуры.

Кризис научно- технической сферы России связан со значительным изменением всех внешних институациональных условий при переходе от централизованной к рыночной экономике: резкое сокращение бюджетного финансирования, оборонного заказа, который составлял основу инновационного процесса советского образца., неспособность предпринимательского сектора к инновациям в условиях приватизации.

Вместе с тем формирование инновационной структуры нового типа только начинается. От малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов.

Полюса отраслевого инновационного развития – 2 комплекса экономики России: оборонно-промышленный и топливно-энергетический.

Оборонно-промышленный пребывал до последних 2-3 лет в глубоком кризисе. В нем находилась наибольшая часть наукоемких предприятий. Лишь Государственный Заказ стал увеличиваться и дал возможность приступить к инновациям.

Топливно-энергетический комплекс не наукоемкий, но наиболее коммерчески привлекательный. Поэтому именно с этого комплекса фактически заново усилиями частных компаний начались инновации.

В 2002 г. лишь 10% предприятий России занимались инновациями ( в развитых странах 25-30%) Из них – более 30% - нефтегазовый комплекс и ядерная энергетика, 27% - тесно связанная с ними – химическая промышленность, 26% - производство энергооборудования, электронного и оптического оборудования.

Ключевой фактор обновления – появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска продукции под давлением конкурентной среды.

В России – лишь одна компания из 10 крупнейших ( все нефтяники и металлурги) занимается хай-теком. Нефтяники и металлурги обладая огромными экспортными доходами, имеют доступ к хайтеку глобального рынка и не заинтересованы инвестировать в развитие наукоемкой продукции внутри страны.

Пример – металлургия – наиболее продвинута в технологическом смысле – опирается на фундамент заложенный отечественными научными институтами металлургии, ведет свой НИОКР. И все же те, кто заложил этот фундамент – академические и отраслевые институты металлургии находятся в состоянии полу распада.

В машиностроении (в приборостроении и автомобилестроении)– тяжелое положение по этой же причине. Отрасли стоят на грани утраты своего научно- технического и инновационного потенциала. В авиастроении и кораблестроении – начинает выправляться система за счет увеличения международного оборонного заказа (Индия, Китай, Индонезия и др. страны), спроса на российское вооружение, а также благодаря возобновлению государственного оборонного заказа.

Отрасль космических технологий – оказалась наиболее успешной, за счет глобальной интеграции. Предприятия – НПО – Энергия, Энергомаш, ГКНПЦ им. Хруничева – сумели стать партнерами ведущих аэрокосмических компаний мира и участниками производственно-технических и стратегических альянсов.

Новая государственная стратегия основана на поддержке тех отраслей и производителей наукоемкой продукции, которые доказали свою способность конкурировать внутри страны и на мировом рынке. Это прежде всего: космическая, ряд оборонных отраслей – самолетостроение, ядерная энергия, нанотехнологии.

Тяжелое положение у академической и фундаментальной науки, которые страдают многолетним недофинансированием.

Соотношение числа статей в ведущих научно- технических журналах мира:

Россия – 1 : США – 10,4 : Япония – 3.1 : Великобритания – 2.5 : Италия – 1.1

Число компьютеров ( соотношение в 2001г.):

Россия – 1: США – 12,6 : Швеция – 11.3 : Германия – 7.3 : Мексика – 1,4 : Бразилия – 1,3

Соотношение доли высоких технологий в экспорте обрабатывающей промышленности:

Россия – 1: Южная Корея – 4.12 : Франция – 2.9 : США – 4 : Япония – 3.4 : Мексика – 2.65: Бразилия – 2.0

Доля России в мировом рынке высокотехнологичной продукции – 0,3%. Это в 130 раз меньше чем доля США.

Удельный вес пользователей Интернетом – в США и развитых странах Западной Европы – до 50% В РФ – постоянных пользователей Интернета до 12%

В результате экономических реформ в России произошел полный переход от государственной науки к новой модели научной деятельности, в которой взаимодействуют государственные, частные и общественные организации.

Вместе с тем без принятия срочных государственных мер в отечественной науке возможно лавинообразное и безвозвратное сокращение научно-технического потенциала из-за естественной убыли старшего поколения и слабого притока молодежи. Это сокращение неминуемо ведет к экономическому спаду и грозит таким отставанием от мирового уровня, что не сможет быть обеспечена безопасность страны.

Финансовый потенциал:

Финансовый потенциал страны и ресурсы регионов определяются финансовым состоянием предприятий и организаций на территории, и в первую очередь – первичных доходов – прибыли.

В 90- е годы резкое уменьшение финансовых ресурсов страны из-за спада производства и сужения рыночного спроса. Понижение платежеспособного спроса и массовый кризис сбыта привели к резкому увеличению доли нерентабельных предприятий ( 41% в 1999г.)

На региональное распределение прибыли оказывает влияние территориальная структура народного хозяйства, экономический потенциал регионов. Поэтому финансовый потенциал распределен неравномерно.

Наиболее благоприятное положение занимает Москва – как финансовый центр страны.

Рынок капиталов – аккумулирует и перераспределяет денежные средства, движение основного капитала, максимизирует прибыль.

Банковская система РФ: в 2002г. выдано частных кредитов на сумму 2 960 млрд. рублей

( ок. 50% совокупного баланса банковской системы страны.) Банковская система стремительно развивается.

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

С 2002 г. наблюдается ежегодный профицит бюджета.

С 2001г. начата налоговая реформа и принят новый Налоговый кодекс, установлен пропорциональный подоходный налог в 13%. Удалось уменьшить налоговую нагрузку и урегулировать межбюджетные отношения, увеличить собираемость налогов, отношение которой увеличилось к ВВП с 20%(1999г.) до 27% (2004г.)

На 1 января 2003г. в РФ – 3 316 000. организаций, состоящих на налоговом учете, 104 млн. индивидуальных налогоплательщиков, из которых 4,7 млн. частные предприниматели. 80% доходной части бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Основные источники: НДС (36,4%), акцизы (10,4%, налог на прибыль( ок.10%), таможенные пошлины (15,2%)

Особые статьи расхода – обслуживание внешнего долга ( к концу 2001г. он составлял 143,4 млрд. долларов. Это 38% ВВП России и 133% ее экспорта) К 2007 г. успешно погашен.

В настоящее время золотовалютные запасы страны – 455 млрд. долларов

( 2007г.).

Тема 5

Наши рекомендации