Глава 1. Система социальной защиты населения и её структура
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматинский колледж экономики и права
Курсовая работа
по дисциплине: «Право социальной защиты»
на тему: «Принципы и функции социальной защиты населения»
Выполнила : обучающаяся 3 курса
группы 302 -ю специал. правоведение
Исраилова Дильнара Ершатовна
Проверила: научный руководитель
Джакенова Гульнар Абдиманаповна
«_____» _____ 2016 г.
___________________
АЛМАТЫ – 2016
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Система социальной защиты населения и её структура. 3
1.1 Виды социального обеспечения. 5
1.2 Система права социального обеспечения. 8
Глава 2. Классификация принципов права социального обеспечения. 11
2.1 Принципы права социального обеспечения. 11
2.2Основные принципы права социального обеспечения. 17
Глава 2.3 Социальная политика и ее принципы. 19
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 24
Введение
Темпы как экономического, так и социального развития любого государства очень во многом зависят от проводимой этим государством социальной политики. Ведь благополучие общества в целом, несомненно, определяется благополучием жизни каждого его гражданина. Таким образом, главной целью социальной политики для любой страны является обеспечение социального благополучия каждого её гражданина, то есть: обеспечение и поддержание высокого уровня и качества жизни, предоставление человеку возможностей для развития, создание всех условий для того, чтобы гражданин чувствовал уверенность в своём завтрашнем дне.
В Республике Казахстан в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты населения в связи с экономическим и социально-политическим реформированием страны. В связи с этим перед казахстанцем встает целый ряд социальных проблем, которые представляется возможным решить только с помощью государства. Тем не менее, Конституция РК провозглашает Республику Казахстан социальным государством, каковыми являются или, по крайней мере, именуются многие развитые страны Европы.
Но, к сожалению, общественное сознание казахстанцев еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, хотя правительство РК несомненно понимает, что социальная политика имеет определяющее значение для жизни населения страны.
Актуальность исследования вопросов организации социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации казахстанского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности . Несмотря на то, что с 2000 г. бедность в нашей стране существенно сократилась, в 2015 году . Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.
Общественные и экономические преобразования в стране, способствующие развитию институтов гражданского общества, существенным образом влияют на цели, задачи и механизмы проводимой государством социальной политики защиты населения.
Глава 1. Система социальной защиты населения и её структура
Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:
· субъекты социальной защиты — это граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);
· формы и виды социальной защиты граждан;
· органы социальной защиты населения;
· программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
Особое место в системе социальной защиты населения занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу ее реализации. Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп.
Первая группа представлена трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте, в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.
Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.
Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.
К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
ько о денежной форме социального обеспечения — о государственных пенсиях и социальных пособиях. Кроме денежных выплат социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и пр.
Социальная защита – это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола.
В действующем законодательстве понятие социальная защита используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера пенсионных взносов и т.д.
Следовательно, социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера[1], гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, то есть его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных — понятие более широкое и объемное, а второе понятие входит в него как одна из составных частей.