Рынок как основная рыночная система современной экономики

1. Понятие рынка и его субъектов.

2. Задачи и условия возникновения рынка.

Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрали­зованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом. Он стал резуль­татом естественно-исторического развития обмена и условий, по­родивших товарное хозяйство. Рынок возник 6—7 тысячелетий на­зад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результа­тов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные то­варопроизводители и потребители вступают в контакты.

В усло­виях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена(Т—Т).

Товарное обращение — более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговый капитал — капитал, функционирующий в сфере обра­щения, по Марксу, представляет собой обособившуюся часть про­мышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство то­варов, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осу­ществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реа­лизации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами. Вступ­ление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в разделе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли.Движение торгового ка­питала характеризуется формулой Д—Т—Д', где Д — деньги, Т — товар, а Д' деньги с приращением, с торговой прибылью. Торго­вая прибыль как расчетная категория выступает как разница между ними.

Формула Д—Т—Д' является формулой рыночного хозяйства.

Товар- это экономическое благо, предназначенное для обмена. С точки зрения сторонников теории трудовой стоимости товар- это продукт труда предназначенный для обмена.

При оценке товара существует две основные теории: трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Исторически первой вэкономической науке сформи­ровалась трудовая теория стоимости.Ее выразителя­ми были такие деятели экономической науки, как А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Трудовая теория стоимости утверждает, что потреби­тельные стоимости качественно разнородны и поэтому ко­личественно несоизмеримы. Общей основой всех обме­ниваемых товаров является то, что все они - продукты труда.

Стоимость- это вещественная форма затрат обще­ственного труда, выражающая отношение продавца к по­купателю или отношение издержек к полезности. Стоимость определяется не индивидуально затраченным трудом, а общественно необходимым. Например: в экономике на изготовление одного стула тратится 2 часа, а на изготовление стола 4 часа. Следовательно один стол будет обмениваться на 2 стула.

Стоимость - отноше­ние, в котором проявляется равенство абстрактного об­щественного труда, поэтому непосредственно в рабочем времени она выразить себя не может. Формой выраже­ния стоимости является другой товар или особый товар - деньги. Денежное выражение стоимости есть цена.

Параллельно с трудовой возникла теория субъектив­ной полезности, которая получила завершенное выраже­ние в теории предельной полезности.Суть теории субъективной полезности - товар на рынке покупают не потому, что в нем заключены затраты труда, а потому, что данный товар для данного покупателя имеет полезность, ценность. Они выде­ляют два ее вида: полезность общую и предельную. Предельная полезность-это полезность приносимая каждой дополнительной единицей блага. С увеличение количества потребляемого блага предельная полезность уменьшается.

Например: монополист продает вам стаканы воды. Первый стакан оценивается вами в 30р., второй в 20р., третий 10р. Итого общая полезность 30+20+10=60. Категорию предельной полезности можно вывести из-за двух закономерностей:

1. Потребности людей рано или поздно насыщаются.

2. Насыщение происходит постепенно, по частям. С помощью этого можно объяснить учащимся загадку А. Смита почему стакан воды стоит ничего не стоит по сравнению с алмазам. Общая стоимость воды больше общей стоимости алмаза, но поскольку “частей” воды очень много ее предельная полезность крайне мала. В условиях конкуренции цена всех единиц товара равна предельной полезности 10+10+10=30. Разница между ценой монополиста и реальной ценой называется потребительской рентой.

Данную закономерность можно вспомнить при рассмотрении монополии.

В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономи­ческих отношений. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство — основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домаш­ние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Получен­ные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расхо­дуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

В рамках домашнего хозяйства ранее существовало натуральное, крестьянское хозяйство, элементы которого сохранились и в настоящее время в виде личных подсобных хозяйств.

Категория домохозяйств очень важна, так как структура потребления и производства зависит во многом от количества домохозяйств, а не от количества людей. Например, имеется два поселка в каждом их которых, проживает по 100 человек. Но в одном поселке все сто человек это отдельные домохозяйства, а в другом проживают семьями по 5 человек в 20 домохозяйствах. Таким образом, получается, что при одинаковой численности населения, но разном количестве домохозяйств требуется разное количество товаров. Например. Стиральных машин в одном селе требуется 100 в другом 20. Тоже касается и автомобилей, домов и т.д. Затраты на данные блага носят характер постоянных издержек, т.е. не зависят от количества пользователей.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода. (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не на личное потреб­ление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различ­ными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса, и прави­тельственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумага­ми какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; рас­ходуя свой доход на цели личного потребления, вы являе­тесь членом домашнего хозяйства. Соответственно совре­менная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Рыночная экономика выполняет следующие задачи:

Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.

Эту функцию он осуществляет через установление соответствия (объема предложения объему платежеспособного спроса.)

Во-вторых, рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм такой оценки заключает­ся в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать (купить) заставляет производите­лей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно под­держивать «рыночную форму».

В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность кон­куренции, которая отделяет отстающих от пре­успевающих. Побеждает тот, кто лучше угадал изменения пот­ребительского спроса, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства. Все это и есть предпосылки высокой эффективности.

В процессе развития экономической науки сформировались следующие условия возникновения и функционирования рынка.

Первое важнейшее условие возникновения рынка являет­ся общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более иди менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономиче­скими благами. Различные группы производителей зани­маются отдельными видами хозяйственной деятельности, Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, опре­деляется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория явля­ется одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, уме­нием, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Выгоды от разделения труда могут реализовываться как на основе абсолютных и относительных преимуществ так и на основе эффекта масштаба.

Второе из них состоит в том, что занятие предпринима­тельской деятельностью должно быть доступно для любого же­лающего. Каждый человек должен иметь право стать предпри­нимателем в той или иной форме. Впрочем, это отнюдь не оз­начает вероятность существования общества, состоящего ис­ключительно из одних предпринимателей. Важно другое — принципиальная возможность для любого желающего купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело, равно как и прекратить его. Такая свобода предпринима­тельской деятельности требует полной самостоятельности и независимости экономических субъектов. Одновременно свобода предполагает и всю полноту ответственности за результаты своей хозяйственной деятельности.

Третье условие заключается в абсолютной мобильности, подвижности всех видов ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Никто и ничто не должно сдерживать перелив ресур­сов из менее эффективных сфер производства в более эффек­тивные. Перелив ресурсов в свободной рыночной экономике про­исходит благодаря развитой системе «горизонтальных» связей опирающихся на такие экономические институты, как банки, биржи, оптовые предприятия и т. д. Они служат как бы каналами перераспределения ресурсов, инструментами наиболее выгодного помещения капиталов и сбережений населения. Мобиль­ность ресурсов, в свою очередь, работает как мощный катализатор структурных изменении в рыночном хозяйстве, обновления производства, самоорганизации рыночного обмена.

Например, замедление экономического роста в первой половине 19-го века в России было вызвано крепостным правом, которое сдерживало перетек рабочей силы. В наши дни в США происходило соперничество между компаниями Боинг и Локхид за разработку истребителя 5-го поколения. Выиграла компания Локхид. Боинг была вынуждена сократить персонал. Но многие квалифицированные кадры перешли к компании Боинг.

Четвертое условие функционирования свободного рынка со­стоит в свободном ценообразовании. Свободные цены — это основа рыночной системы. Они передают информацию о колеба­ниях конъюнктуры, стимулируют применение наиболее эконо­мичных методов и технологий производства, распределяют и перераспределяют доходы. С этой точки зрения можно считать, что в России переход к рынку наступил с 1 января 1992 года, когда произошла либерализация цен.

Пятое условие свободного рынка составляет отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. На рынке каждого вида товара действует ничем не ограниченное количество производителей продавцов, равно как и поку­пателей. Отсутствие монополизма лишает любого производи­теля возможности каким бы то ни было способом влиять на рыночные цены и тем самым искажать условия свободной конкуренции. Конкуренция отделяет преуспевающих от отстающих, способствуя перетоку ресурсов.

Шестое условие заключается в том, что каждый участник рыночных отношений дол­жен обладать всей полнотой информации о предложении и спро­се, ценах, нормах прибыли, положении на рынках труда и ка­питалов. Это позволит ему сделать наилучший выбор при вло­жении капиталов и других средств, а также приобретение това­ров на наиболее выгодных условиях. Издержки на поиск информации называются трансакционными. Например, мы можем открыть магазин с высококачественным востребованным товаром и низкими ценами, но если наш магазин находится в нелюдном месте и мы не прорекламировали свой товар, то покупатель просто не будет знать про наш магазин.

Наряду с перечисленными условиями большое значение имеют и такие, как устойчивость финансовой и денежной сис­темы страны, открытость внешнему рынку, политическая ста­бильность и др.

Наши рекомендации