ТЕМА 6. Рынок и рыночная система

1. Рыночные отношения: субъекты и объекты, условия формирования. Функции рынка.

Необходимо раскрыть понятие рынок. Рассмотреть эволюцию рыночных отношений. Проанализировать субъекты и объекты рыночных отношений. Дать характеристику функциям рынка. Раскрыть сущность рыночной экономики и выделить ее основные черты.

Основные понятия:

Рынок – это система экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг с помощью механизма согласования цен на основе общественно-необходимых затрат труда с учетов спроса и предложения.

Рыночная экономика – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

2. Структура рынка и его границы.Виды рынков.

Проанализировать структуру рынка. Квалифицировать рынки по различным признакам. Дать детальную характеристику видам рынка.

Основные понятия:

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

3. Рыночный механизм, его сущность, элементы.

Раскрыть сущность понятий спрос и предложение. Изучить закон спроса и закон предложения. Выделить элементы рыночного механизма. Проанализировать взаимодействие элементов рыночного механизма и процесс формирования равновесного, избыточного и дефицитного рынков.

Основные понятия:

Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Предложение - отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы желают и могут продать.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

4. Инфраструктура как условие функционирования рынка. Основные элементы инфраструктуры и их взаимодействие.

Рассмотреть термин «инфраструктура». Выделить основные функции инфраструктуры. Раскрыть роль инфраструктуры в обеспечении бесперебойного процесса движения товаров. Дать характеристику всем элементам инфраструктуры.

Основные понятия:

Рыночная инфраструктура – это совокупность отраслей и институтов, обеспечивающих и регулирующих бесперебойное функционирование хозяйствующих субъектов и движение товарно-денежных потоков.

ТЕМА 7. Конкуренция и модели рынка

1. Роль конкуренции в рыночной экономике.

Необходимо выяснить, как конкуренция влияет на развитие экономики страны, ее роль в рыночной экономике. Раскрыть суть понятия конкуренция. Выделить положительные и отрицательные стороны конкуренции. Раскрыть закон конкуренции.

Основные понятия:

Конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия приложения капитала.

2. Формы конкуренции: совершенная и несовершенная. Модели рынка.

Дать характеристику совершенной и несовершенной формам конкуренции. Проанализировать модели рынка и выделить особенности, присущие каждой модели рынка. Рассмотреть формы конкурентной борьбы.

Основные понятия:

Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих одинаковый объем идентичных товаров.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограниченная влиянием монополий и государства.

3. Виды и формы монополии.

Раскрыть суть термина монополия. Выяснить причины, способствующие возникновению монополии. Охарактеризовать следующие виды монополии: закрытая, открытая, естественная. Рассмотреть отличительные черты каждой формы монополий. Проанализировать особенности деятельности монополистических объединений.

Основные понятия:

Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является производителем продукта, не имеющего аналогов.

Естественная монополия – монополия, возникшая в следствии экономии на масштабах производства.

4. Монополистическая конкуренция и ее признаки.

Дать характеристику рынку монополистической конкуренции. Раскрыть суть главной характеристики данной модели рынка – дифференциация продукта. Обратить внимание на анализ способов конкурентной борьбы: ценовой конкуренции и неценовой конкуренции.

Основные понятия:

Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями путем уменьшения издержек производства, снижения цен на товары и услуги без существенных изменений их качества и ассортимента.

Неценовая конкуренция - борьба между товаропроизводителями путем внедрения достижений НТП, что способствует улучшению качества продукта и его ассортимента.

5. Экономические последствия монополии. Антимонопольная политика.

Проанализировать положительные и отрицательные последствия монополии. Раскрыть особенность антимонопольной политики Украины. Провести сравнительную характеристику украинского антимонопольного законодательства и антимонопольного законодательства США и ЕС.

Наши рекомендации