Характеристика маркетинговой деятельности фирмы
Маркетинговая деятельность фирмы имеет немаловажное значение в управленческом исследовании туристской фирмы. После выбора основных стратегических направлений операций предприятия необходимо их конкретизировать через планирование проекта маркетинга. Любая туристская фирма должна постоянно следить за всеми, реагировать на каждое изменение на рынке. Отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате значительной части потенциальных и постоянных клиентов. ТОО «Круиз-Тур» тщательно отслеживает все трансформации на туристском рынке, изучает деятельность фирм-конкурентов.
Товары и услуги, предлагаемые фирмой, определяют вероятность продаж и получения прибыли. Без товаров и услуг фирме нечего предложить на рынке. Однако необходимо не просто выпускать товары: они должны быть предназначены для конкретного рынка и соответствовать общим целям фирмы.
ТОО «Круиз-Тур» предоставляет услуги, которые позволяют удовлетворить интерес людей, познакомиться с образом жизни, менталитетом и культурой другой страны. Предоставляемые услуги ориентированы, главным образом, на индивидуальных туристов или очень небольшие группы, состоящие из трех-четырех человек, которые заинтересованы в том, чтобы получить более полное представление о реальной жизни не только в Казахстане, но и за рубежом. Поэтому в настоящее время агентство привлекает клиентов по прямым контактам или по рекомендации.
Маркетинговая деятельность осуществляется в турфирме в совокупности всех предполагаемых в рамках такого управления этапов – аналитического, этапов разработки маркетинговой политики, организации продвижения и продаж турпродукта и последующего контроля. В основном маркетинговая деятельность фирмы направлена на приспособление ее деятельности к условиям регионального рынка, его изменениям.
Как отмечено выше, маркетинговая деятельность турфирмы планируется, и такое планирование осуществляется как на стратегическом, так и на операционном уровне. Основой стратегического планирования являются состояние и конъюнктура рынка туриндустрии г.Костаная, на котором позиционирует себя фирма ТОО «Круиз-Тур», положение ее конкурентов и ее собственное положение, а также состояние потребительского спроса на услуги, предлагаемые фирмой.
Учитывая специализацию деятельности фирмы, менеджеры, выполняемые функции по маркетингу, особое внимание обращают на исследование целевой аудитории, которая неоднородна. Здесь важно определить круг потенциальных клиентов фирмы, их запросы и пожелания, финансовые возможности и, исходя из этого, затем уже определять комплекс действий, направленных на их завоевание и удержание.
Именно на этой основе формируется план маркетинга турфирмы, основой которого являются первичные данные о состоянии рынка и состоянии целевой аудитории фирмы, собранные в ходе опросов клиентов фирмы, выборочных опросов на улицах города, а также данные вторичной информации (пресса, отчеты турфирм и т.д.). Такой план необходим как руководство к действию для сотрудников фирмы, практически реализующих каждое из направлений ее деятельности.
Маркетинговый план турфирмы преследует несколько целей:
- определяет направления, по которым должна строиться и развиваться маркетинговая деятельность турфирмы;
- сопоставляет цели маркетинга с общими задачами турфирмы;
- обязывает фирму исходить из реальной обстановки на рынке туристских услуг;
- помогает соотносить расходы на маркетинг с финансовыми и материальными возможностями турфирмы.
Конечно, нельзя сказать, что в турфирме реализуется именно эта концепция маркетинга. Турфирма развивается и ищет новые пути и приоритетные направления в своей маркетинговой деятельности.
Очень важно оценивать своих конкурентов. У турфирмы ТОО «Круиз-Тур» конкурентов предостаточно. Для того, чтобы убедиться в конкурентоспособности турфирмы, необходимо осуществить сегментацию той части рынка туриндустрии г.Костаная, где позиционирует себя фирма «Круиз-Тур», чтобы определить и ее позиции, и позиции ее конкурентов в этом сегменте. Сегментация рынка туриндустрии, где работают данные фирмы, представлена в таблице 1.
Таблица 1