Состав и структура персонала
Персонал (кадры) предприятия – ϶то совокупность физических лиц, связанных договором найма с предприятием как юридическим лицом. Он состоит из работников различных профессий и специальностей, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, временную и сезонную работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.
Численность работников предприятия будет важнейшим показателем, характеризующим состояние производственного персонала. Она конкретизируется в виде списочной численности работников, явочной и среднесписочной численности.
Списочная численность дается на определенную дату по списку с учетом принятых и выбывших на эту дату работников. Явочная численность показывает количество работников, явившихся на работу на определенную дату. Среднесписочная численность определяется за определенный период. За месяц она рассчитывается как сумма численности работников списочного состава на каждый день месяца, деленная на количество календарных дней месяца.
Учитывая зависимость от участия в производственном процессе весь персонал делится на две большие категории:
промышленно-производственный персонал (ППП), к кᴏᴛᴏᴩому принадлежат работники, непосредственно связанные с производством и его обслуживанием, – ϶ᴛᴏ работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов;
непромышленный персонал, к кᴏᴛᴏᴩому ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: работники торговли и общественного питания жилищно-коммунального хозяйства и т.п.
При этом промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций делится на следующие категории:
рабочие – работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей и оказанием производственных, транспортных и других услуг.
Рабочие в ϲʙᴏю очередь делятся на основных и вспомогательных.
Основные рабочие непосредственно создают товарную (валовую) продукцию и заняты в технологических процессах. Вспомогателъные рабочие обслуживают оборудование и рабочие места в производственных цехах или работают во вспомогательных цехах и хозяйствах
специалисты и руководители – ϶ᴛᴏ работники, занимающие должности руководителей предприятий, их структурных подразделений, т. е. наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение
служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, а также учет, контроль, хозяйственное обслуживание и другие операции (кассиры, учетчики, делопроизводители, секретари и т. п.).
Степень овладения человеком какой-либо профессией или специальностью устанавливается приϲʙᴏением ему ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей квалификации. Уровень квалификации рабочих характеризуется разрядами, кᴏᴛᴏᴩые им присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки.
Движение персонала на предприятии характеризуется следующими показателями:
коэффициент выбытия кадров определяется как отношение числа работников, уволенных по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период;
коэффициент приема кадров устанавливается как отношение числа работников, принятых за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период;
коэффициент текучести кадров рассчитывается как отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период.
45. Социально-трудовые отношения: общая характеристика, уровни и основные принципы социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
В системе социально-трудовых отношений выделяются следующие структурные составляющие: субъекты и уровни социально- трудовых отношений; предметы социально-трудовых отношений и их структура; принципы и типы социально-трудовых отношений. Субъектом социально-трудовых отношений может быть индивидуум; группа индивидуумов, объединенных каким-либо системообразующим признаком, в связи с чем социально-трудовые отношения могут иметь как индивидуальную, так и коллективную форму проявления.
Субъектами социально-трудовых отношений в рыночной экономике принято считать наемного работника, предпринимателя (работодателя) и государство.
Наемный работник как субъект социально-трудовых отношений может выступать как индивидуум или как группа работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, по направленности интересов, мотивации труда. Основой групповых и индивидуальных различий в социально-трудовых отношениях также выступают возраст, пол, состояние здоровья, степень образованности, профессиональная, должностная, отраслевая принадлежность, территориальная принадлежность и другие характеристики, определяющие сущностные стороны в трудовом поведении наемного работника.
Работодатель как субъект социально-трудовых отношений согласно международной классификации статуса занятости - это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства
Социально-трудовые отношения могут иметь следующие уровни: индивидуальный - взаимосвязь между работником и работником, работником и работодателем, работодателем и работодателем; групповой - взаимосвязь между объединениями работников (профсоюзы) и объединениями работодателей; смешанный - взаимосвязь между работником и государством, работодателем и государством.
Предметом социально-трудовых отношений могут выступать определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых зависит от целей и задач, решаемых человеком на каждом из его жизненных циклов. Все многообразие социально-экономических явлений, которые выступают в качестве предметов в социально-трудовых отношениях, образует три относительно самостоятельных предметных блока:
социально-трудовые отношения занятости;
социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;
социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.
В развитых странах с социальной ориентацией рыночной экономики преобладающим типом социально-трудовых отношений является в настоящее время именно социальное партнерство в форме трипартизма, двупартизма, мультипартизма.
Субсидиарность как тип социально-трудовых отношений предполагает как основу стремление человека к самоответственности, самореализации и отсутствие стремления к перенесению ответственности на общество.
Конфликт (конфликтная ситуация) как тип социально-трудовых отношений - предельный случай обострения противоречий в социально-трудовых отношениях. Трудовой конфликт - разновидность социального конфликта. Дискриминация - это произвольное, необоснованное ограничение, ущемление прав и возможностей кого-либо.