Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
Основные понятия
Административные барьеры
Барьеры рентного типа
Воспроизводство административного барьера
Разрушение административного барьера
«Размывание» административного барьера
Дебюрократизация
Дерегулирование
План семинарского занятия
· Институциональные причины барьерного характера управления экономикой в России.
· Барьеры и трансакционные издержки.
· Схема принятия административного барьера. Методы борьбы с административными барьерами.
· Возможные пути ликвидации административных барьеров.
· Дебюрократизация российской экономики.
Темы докладов
1. Административные барьеры и экономический рост.
2. Рентоориентированное поведение государственных чиновников и издержки эксплуатации экономической системы.
3. Воспроизводство административного барьера и методы борьбы с ним.
4. Основные элементы антипроекта, направленные на ликвидацию административного барьера (на примере конкретной ситуации).
5. Анализ правового документа на предмет возможности извлечения бюрократической ренты.
Рекомендуемая литература
1. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. – 2001. – №5.
2. http://www.inp.ru
Вопросы для повторения
1. Что такое административные барьеры?
2. Какие типы барьеров преобладают в российской экономике?
3. Что такое «институционализация коррупции»?
4. Какие административные барьеры характерны для России?
5. Как административные барьеры влияют на трансакционные издержки?
6. В чем проявляется неэффективность барьерного регулирования российской экономики?
7. Опишите схему воспроизводства административного барьера.
8. Каковы возможные методы борьбы с неэффективными административными барьерами?
Ситуация для анализа 1. Издержки соблюдения закона на примере отдельных операций в России и Германии
Е.А. Бренделевой был проведен ряд эмпирических исследований по проблеме «цены законности». На основе опроса предпринимателей, проведенного в 1997-1998 гг., было проведено сравнение затрат и времени на оформление документов по регистрации автомобиля (постановка или снятие с учета) в Германии и России.
Так, процедура оформления документов в Гамбурге занимала в среднем 30-40 минут, в Москве – 5-6 часов, в Люберцах (Московская обл.) – 7-8 часов. Потери времени в Москве были больше, чем в Гамбурге, примерно в 10 раз. Стоимость оформления услуг в Германии в среднем равнялась 350 немецким маркам, в России – 150-200 рублям плюс 500 рублей чиновнику (для ускорения процедуры до 1-2-х часов).
Для того чтобы оформить документы в Москве, нужно было отстоять большую очередь, как правило, в одно «окно». В Гамбурге таких «окон» (в отличие от России там не «окно», а комнатка) было от 10 до 14, в зависимости от того, сколько чиновников работало на данный момент. В коридоре на стене висело табло, на котором каждые 20-30 секунд загорался номер комнаты и номер очередного клиента (номер выдавался в кассе при оплате квитанций на оформление). Таким образом, каждые 20-30 секунд происходило оформление одной машины; в Москве в одном «окне» – каждые 20-30 минут. В Люберцах, а также других небольших городах этот интервал больше.
Основная причина такой разницы во времени, затраченном на оформление документов, – отсутствие конкуренции среди чиновников в России. В условиях, когда отдельный чиновник является монополистом той или другой услуги, он заинтересован в дальнейшем усложнении и замедлении процедуры оформления документов, создании условий для получения бюрократической ренты. Если учесть уровень оплаты чиновников в России и Германии, то стимулы российских чиновников в получении бюрократической ренты значительно сильнее. В небольших городах монополия усиливается, поскольку зачастую отдельный чиновник является единственным в городе, от кого зависит получение определенного документа.
Ситуация для анализа 2. Влияние трансакционных издержек на систему неформальных институтов
Этапы реформирования системы государственного регулирования можно рассмотреть на примере экономических моделей (рис. 3 и 4).
Снижение административных барьеров, а, следовательно, и административных издержек, а также рост эффективности системы наказания являются основными факторами, влияющими на развитие неформальных отношений.
Чем выше эффективность проводимых мероприятий, тем выше риск и цена продукции, производимой в нелегальном секторе, то есть выше цена нарушения закона. Установить четкую функциональную зависимость между ценой, спросом, предложением и эффективностью вышеизложенных мероприятий довольно сложно. Однако в соответствии с теорией трансакционных издержек производство в нелегальном секторе будет продолжаться до того момента, пока увеличение величины рисков нарушения закона не доведет цену продукции, производимой в нелегальном секторе, до цены продукции, производимой легально.
Более наглядно описанную ситуацию можно пояснить с помощью нижеприведенных графиков (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Производство продукции в нелегальном секторе
Предположим, что производство продукции в легальном секторе равно Q0, цена – Р0, соответственно, кривая предложения S0. Производство продукции в нелегальном секторе – Q1, цена – Р1, кривая предложения S1.
Вследствие увеличения рисков – ужесточения системы наказания, снижения административных барьеров – рост издержек производства на отдельно взятом нелегальном предприятии приведет к сокращению выпуска производимой продукции. На графике (рис. 3) – это смещение кривой предложения S1 влево, к S2. Сокращение производства вызовет рост цен на продукцию от Р1 до Р2, который несколько приблизит их к ценам на продукцию (Р0), производимую в легальном секторе. Таким образом, рост издержек производства в нелегальном секторе приведет к легализации части теневых предприятий.
Увеличение выпуска продукции в легальном секторе S0 приведет к смещению этой кривой к S3 и всеобщему снижению цен на продукцию до уровня Р3, а, следовательно, усилит тенденции к последующему витку легализации оставшейся части нелегального сектора – смещению кривой S2 в положение S4, а кривой S3 – в положение S4. Таким образом можно представить процесс легализации тех видов теневой экономики, которые не связаны с удовлетворением деструктивных потребностей (наркотики, торговля оружием и т.д.).
В описанном случае государство выступает как своеобразная преграда, препятствие, которое, увеличивая издержки производства в нелегальном секторе, способствует его легализации.
Как было отмечено выше, длительность государства может привести к неэффективному размещению ресурсов. Так, например, вводя необоснованные ограничения, акцизы, увеличивая налоги, государство увеличивает издержки производства продукции и услуг в легальном секторе, следовательно, в определенном смысле «провоцирует» развитие нелегальной экономики. Графически описанная ситуация показана на рис. 4 смещением кривой S0 влево, в положение S5.
В случае, если речь идет о криминальном секторе, «черных рынках» (производство наркотиков, оружия, торговля людьми и т.д.), то данная модель не работает (рис. 4), поскольку спрос на данный товар является неэластичным и увеличение рисков приведет только к росту цены[11].
Рис. 4. Производство продукции в криминальном секторе
Графически это показано как смещение кривой S1 влево, в положение S2, и перемещение рыночного равновесия из точки Е1 в точку Е2.
Учебное издание
Ларионова Нина Ивановна, Манукянц Сурен Валерьевич
Методические указания по изучению курса «Институциональная экономика»
Редактор
Компьютерный набор и верстка С.В. Манукянц
Подписано в печать Формат
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. п.л. Уч.-изд. л.
Тираж Заказ
Марийский государственный технический университет
424000 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
Редакционно-издательский центр
Марийского государственного технического университета
424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17
[1] Следует отметить, что коэффициент Джини не отражает полного неравенства общества. Так, по данным журнала Forbes (2004 г.) в России 36 самых богатых людей располагают 24 % ВВП.В данном случае следует подчеркнуть тот факт, что перераспределение «народного богатства» в пользу отдельных лиц произошло за десять лет.
[2] Источник: Данные Министерства труда и социального развития РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ.
[3] См. также Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина — М.: ТЕИС, 2003.
[4]Институционализация — закрепление в отношениях между индивидами определенных правил и норм, с возрастающей частотой их использования для все большей части членов общества.
[5] См. о коррупционной ловушке: Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. —-№3.
[6]Административные барьеры в экономике: институциональный анализ; Под ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. — М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП,2002. – С.17-18.
[7] Ведомости, 17 февраля 2004. – С. 5.
[8] Красочное описание этого явления и процесса дачи взятки можно найти у целого ряда классиков российской литературы, см., например, Н.В. Гоголь «Ревизор».
[9] Данное исследование проводилось Е.А. Бренделевой в 1998 г. на основе опроса предпринимателей и частных лиц (всего 55 человек), пользующихся услугами нотариальных контор в г. Люберцы (Московская обл.) и г. Москве, а также бесед со следователями УВД г. Люберцы и работниками районного отделения милиции № 2 г. Люберцы.
[10] Кстати, денежный навес, только рублевый, уже сыграл свою «злую шутку» в процессе либерализации цен с российскими реформаторами в самом начале 1990-х гг., серьезно обострив социальную ситуацию в стране и настроив население против реформ, что привело к огромным издержкам трансформации за счет издержек сопротивления проводимым реформам.
[11] Проблема сокращения нелегального сектора экономики рассматривается в работах Э. де Сото (Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. — М., Catallaxy 1995), В. Найшуля (Либерализм и экономические реформы // МЭ и МО, 1992, № 8), М. Фридмена и Р. Фридмена (Tyranny of the status quo. S. Diego, N.Y. etc., 1984)